Важнейшим стратегическим принципом, структурирующим и объединяющим практики, является принцип накопления личной силы. Этот принцип определяет приоритеты в процессах выслеживания и трансформации.
Под личной силой понимается устойчивый навык системного осознания, т.е. способность длительно использовать концентрацию (янская часть личной силы) и расфокусировку (иньская часть личной силы), порознь и синхронно, в стрессовой ситуации. Янская часть личной силы связана с волей, целенаправленной активностью, воздействием на окружающий мир. Иньская часть связана со способностью воспринимать мир, и определяет качества стабильности, выдержки, чувствительности.
Захваченность и страх образуют янскую и иньскую части останавливающей силы, роль которой состоит в блокировании личной силы.
Захваченность присутствует у человека изначально, с детского возраста, и в первые годы жизни помогает сделать первые шаги в развитии концентрации. Даже неразвитый человек может демонстрировать повышенную способность к концентрации, если его ведет захваченность. Например, восьмилетний ребенок, захваченный компьютерной игрой, способен в течение длительного времени сохранять столь высокий уровень концентрации, на который в этой же ситуации может быть неспособен взрослый. Предметом захваченности может быть все что угодно, начиная с мелких развлечений и удовольствий, переживания сильных эмоций и ощущений, кончая серьезными целями в бизнесе. Начиная с юношеского возраста захваченность становится останавливающим фактором и препятствует развитию личной силы. Она лишает человека собственной воли и способности к независимым действиям. Взрослый человек, ведомый захваченностью, всегда вынужден использовать внешние опоры (источники мотивации), и не может следовать собственному произвольному выбору – например, сохранять высокий уровень концентрации в контексте, который ему неинтересен. Парадоксально то, что захваченность часто переживается как радость: удовольствие от процесса, результата, победы, выигрыша и т.д. Такая «радость» должна стать объектом выслеживания и трансформации, для чего разработаны специальные технологии. В процессе их выполнения вырабатывается ценимое в разных традициях качество непривязанности к результату. (В современной философской формулировке это качество передается формулой «нет успехов и поражений, есть только обратная связь».)
Страх является оборотной стороной захваченности и также формируется в раннем детстве. В детском и подростковом периоде страх (как и захваченность) полезен, т.к. помогает социальной адаптации человека. В дальнейшем он приобретает разнообразные формы (страх оценки, одиночества, некомпетентности, бессилия и т.д.) и в юношеском возрасте превращается в препятствие. Взрослый человек, ведомый страхом, неспособен к развитию и переменам. Страх приводит к спазмированности мышц, телесным напряжениям, что сильно снижает способность к расфокусировке внимания, т.к. внимание (и осознание) отсутствует в тех группах мышц, которые хронически спазмированы или напряжены; таким образом существенно снижается как способность человека чувствовать окружающий мир и конкретную ситуацию, так и его способность к системному осознанию, особенно в контексте реальных событий. В дальнейшем устойчивые мышечные спазмы могут порождать заболевания, поэтому болезнь в данном подходе рассматривается как воплощенный в теле страх. Таким образом, страх становится другим объектом выслеживания и трансформации, какая бы проблема ни вела человека.
Личная сила может возрастать только при наличии страдания и навыка правильного взаимодействия с ним (в традиции – ритуального). Другими словами, страдание (раскол энергии ци) рассматривается здесь как необходимое условие духовного развития.
мудрые барышни)