В этой статье хотелось бы поговорить о театре – и о том, каким образом можно использовать театральное действо (спектакль) в энергетических практиках.
Театр, а собственно и искусство в целом, само по себе очень «энергоемко», так как строится на эмоциональном восприятии действительности и опирается на символический язык «коллективного бессознательного». Акт творчества (каким является и театральное действо) уже сам по себе есть трансформация состояния, определенным образом ритуализированная, но не осознанная. Тогда становится интересным интегрировать этот процесс с практиками выслеживания, перепросмотраи неделания: процесс творчества становится осознанным и проживается глубже в силу внутренней активности практикующего, а само сценическое действо, ограниченное в пространстве и во времени, может помочь структурировать выслеживание.
Здесь стоит говорить о театре не как об одном из способов «отражения действительности», с целью показать ее «плохие» и «хорошие» стороны, но как о возможности проживания этой действительности. Где более важен сам процесс творчества, не сдерживаемый никакими условностями, искренность и полнота самовыражения, а не конечный продукт и его оценка аудиторией. Содержание спектакля в таком случае становится материалом для перепросмотра, а само действо работает как некий ритуал, ключ к внутренней территории, где актуальные состояния переживаются «здесь и теперь». И тут нам представляются возможными несколько вариантов работы в зависимости от желания и «продвинутости» практикующего.
Первый – если по какой-то причине практикующий оказывается на спектакле в качестве зрителя. В таком случае алгоритм действий достаточно прост:
1. Находясь в состоянии медитации, отслеживать все переживания, возникающие от увиденного на сцене.
2. Выследить эти переживания в личной истории.
3. Трансформировать с помощью любых техник трансформации энергии.
4. Практика неделания: вариант – сходить на этот же спектакль еще раз и проверить, какие переживания возникают теперь.
Второй вариант – если практикующий является профессиональным актером и находится на сцене «по долгу службы» или по «призванию». Здесь хотелось бы остановиться подробнее, ибо в нашем случае мы имеем группу профессиональных актеров, считающих использование собственного творчества в энергетических практиках не только возможным, но важным и правильным.
Особенность театра как процесса заключается в том, что в ситуации игры «актер- зритель» актер всегда свободен. Но это возможно только в том случае, если он не одержим чувством собственной важности из страха оказаться плохим или не оправдать чьих–то надежд и т. д. Актер изначально находится в переживании, но не захвачен переживанием. Такая позиция позволяет сохранять осознанность на протяжении всего времени действия. В то же время, находясь на сцене, актер получает возможность пережить развитие «чистого события», будучи вовлеченным в действие на всех уровнях, что очень важно на начальных стадиях постижения практик, когда непросто отслеживать напряжения в теле и сконцентрироваться на них. Со временем становится возможным отслеживать и трансформировать актуальные переживания непосредственно в процессе спектакля и многочисленных репетиций.
Нужно сказать, для актера-практикующего театральный спектакль еще и неплохая тренировка в раскручивании виртуальных эмоций, что ускоряет процесс их трансформации и делает результат более стойким. Нами подсчитано, что за время одного спектакля страх одиночества, например, можно пережить около тридцати раз, обиду – примерно пятнадцать, ненависть – восемь, в рамках же гастролей нашего театра иногда бывает три, а то и пять спектаклей ежедневно.
Так, сценическое пространство может стать своеобразной тренировочной площадкой, где все состояния переживаются с большей интенсивностью, чем в обычной жизни. Это происходит благодаря игровой условности, а значит большей свободе действия, с одной стороны, с другой стороны, ситуация «актер – зритель» всегда стрессовая, т.е. подталкивающая к действию. В таких условиях у практикующего появляется возможность выбрать нужный темп для проживания ситуации, усиливать актуальное состояние, насколько возможно, при этом сохраняя осознанность.
Каким же образом можно создать на сцене атмосферу, «удобную» для практикующего и понятную для обычного зрителя?
Содержание действа, то есть условия совместного проживания, выбираются исключительно по желанию актеров. Создается спектакль-символ, где есть место импровизации. Основой для него может быть поэзия, мифология, сказочные сюжеты, т. е. то, что знакомо с детства, скрывает глубинные переживания и в процессе перепросмотра поможет «вытянуть» из памяти наиболее ранние эпизоды. В нашем случае стержнем для спектакля послужила поэзия Марины Цветаевой, сама по себе не предполагающая однозначной трактовки, содержащая большое количество символов. На ее основе в результате десяти этюдных репетиций, организованных по принципу: «действие- выслеживание – перепросмотр – действие» (круг практик) был выстроен и решен пластически визуальный ряд (ритуал) спектакля.
Здесь ритуал, то есть сама форма спектакля, изначально не имеет определенного содержания. Он представляет собой некое символическое действие, ограниченное в пространстве и времени, которое служит для усиления контекста, в данном случае контекста переживания, заданного содержанием спектакля. По эмоциональной насыщенности переживание тут гораздо сильнее. Работа с ним глубокая и больше похожа на работу с символом. Такие ключи-символы, запускающие определенное состояние в процессе спектакля, появляются в ходе репетиций-медитаций на тему и являются общими для всей группы. Так, в нашем спектакле платок, например, стал ключом к бессилию, а жест укачивания ребенка отзывался страхом одиночества на уровне мотива.
Интересно, что в процессе трансформации этих состояний изменилось и само театральное действо. Сначала текст был необходим. Он «включал» состояния и помогал удерживать концентрацию. Потом он оказался лишним, тяжелым, плотным – спектакль превратился в набор звуков, ритмов, движений. Потом и движения стали другими, более легкими, мягкими, осознанными.
Нужно сказать, что в каждом отдельном случае на сцене рождается магическое действо, и если оно осознано, то дает возможность пережить глубокое духовное очищение, обрести ясность и новое знание. Очень важной предпосылкой для получения этого тонкого знания является особое временное подключение к энергии группы актеров и зрителей, так как в процессе ритуального действия в группе возникает особая связь, которая в условиях индивидуальной работы практически невозможна.
Последовательность шагов, скорее всего, будет такой:
1. Войти в состояние медитации, расширяя границы себя, приняв в это пространство партнеров по сцене и зрителей.
2. Создать общий поток.
3. Осознавать актуальные переживания, трансформируя их в энергии потока. При этом переживание чаще всего оказывается единым для всей группы, но проживается оно в контексте личной истории каждого.
4. Сделать проверку, снова войдя в переживание.
Постепенно открывается доступ к очень глубоким, скрытым состояниям, трансформация которых происходит значительно быстрее, благодаря ритуальной настройке. Таким образом, театральное действо превращается в групповую медитацию.
В результате такой групповой работы на сценической площадке появляется определенный уровень свободы в жизни – независимость от отношений, обстоятельств, а также возможность постоянно находиться в состоянии творчества и вдохновения. Гибкость в принятии решений и восприятии мира на физическом плане проявляется телесной гибкостью, особой пластичностью. В то же время обнаруживается внутреннее спокойствие и возможность в любой момент отыскать нужное состояние. Постепенно уходит одержимость собой, чувство собственной важности, но появляется особое состояние доверия, душевной открытости и внутренней терпимости.
Из актерских самоотчетов:
«…Мне было трудно даже нагнуться – спина болела в результате полученной три года назад травмы. Боль удалось выследить и трансформировать в процессе групповых репетиций–медитаций и индивидуальной работы с телом. Я стала спокойнее, терпимее, что-ли, тогда как раньше «заводилась» из- за каждого пустяка. Появились новые интересы – живопись, музыка. Отношения с родителями стали другими, более открытыми и доверительными…».
Наташа К. 21год
«…В момент работы над одним из спектаклей мои родители разводились. Было очень тяжело принять это. В результате нашей совместной работы на репетициях и в спектакле мне удалось пережить и трансформировать обиду на родителей, страх одиночества, страх будущего. Я по-другому осознала многое и, кажется, стала взрослее, сильнее, благодаря разводу родителей. Теперь я понимаю и чувствую их лучше даже, чем раньше…»
Юля В. 14 лет
«…Я не знала, что умею петь. В детстве мне говорили, что у меня нет слуха и голоса, не взяли в музыкальную школу. Мне страшно было просто выйти и постоять на сцене – чувствовала себя униженной, никому не нужной. Страх оценки не давал мне свободно двигаться, говорить, даже смотреть на людей. Теперь я – пою…»
Катя Р. 19 лет
«…С детства выходила на сцену, чтобы доказать всем, что я замечательная, талантливая и не хуже других. Там было много страха остаться нелюбимой, ненужной, неоцененной. Теперь важным становится другое, появляется свобода выбора, открываются новые возможности. Появляется особая открытость, когда осознаешь, что в тебе нет ничего такого, чего бы не было в других…»
Источник: www.altway.ru