• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Ответы на вопросы. На основе комментариев Шанкары к тройственному Канону Веданты

    lesya 850 Просмотров

    Шанкарачарья (Ади Шанкара) (788—820) — индийский мыслитель, ведущий представитель Веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт. На основе синтеза учений Упанишад-Веданты и буддизма создал последовательную монистическую систему — Адвайта-Веданту.
    Воплощение Шивы, великий реформатор Учения Адвайты, он сыграл огромную роль в обновлении духовной среды Индии, пытаясь привести десятки самых разнообразных, не редко противоречащих друг другу философских направлений к общей основе, и при этом не разрушить их, а направить их к единой цели – недвойственной Истине. Вся деятельность и произведения Шанкары имели единую цель – восстановить утраченный авторитет Вед, вернуть человечество на путь Истины.
    Шанкара объединил три пути восхождения к Истине: Путь действия (Карма-йогу), Путь любви и преданности Богу(Бхакти-йогу) и Путь Знания (Джняна-йогу), найдя каждому пути нужное и необходимое место в едином методе достижения от уз Сансары. Он установил единство, а не различие между богами Вишну и Шивой.
    Шри Ади Шанкарачарья – многогранный гений, воплотивший в себе редкие качества философа, поэта, оратора, комментатора, святого и религиозного реформатора, он является одной из самых блистательных звезд на философском и духовном небосклоне. Считается, что именно он выявил суть Вед и Упанишад. Он объединил все противоборствующие концепции и показал, что существует лишь одна беспредельная Реальность.
    До нас дошли тексты, раскрывающие суть Адвайты, такие, как «Атма Бодха», «Вивека Чудамани» и многие другие. В них Шанкара ведет нас к познанию себя, открытию Саморожденной Мудрости. Он призывает каждого обратиться к своей лучезарной и бессмертной природе. Он считает, что различия между душой и Богом вызваны неведением. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Брахман Реален – Мир не реален. Душа тождественна Брахману». Таким образом, он выразил суть своего учения, которое он извлек из Вед и Упанишад.

    Ответы на вопросы.
    Составлено на основе комментариев Шанкары к тройственному Канону Веданты.

    1-й вопрос: Что вообще происходит?

    Шанкара: – Все, что происходит, – это беспрерывная и безостановочная смерть. И это неудивительно: все рожденное обречено на смерть просто в силу факта своего рождения. Все, что имеет начало, должно иметь и свой конец; любое начало – это не столько начало как таковое, сколько первый шаг к неизбежному концу, – поэтому более правильно любое рождение называть смертью.
    В: – И это все?
    Шанкара: – Теперь посмотрим на эту ситуацию с другой точки зрения. Все, что происходит, – это беспрерывное и безостановочное рождение. На самом деле, смерти нет, а есть только рождение, так как каждая смерть – это не смерть вовсе, а только предвестник и причина нового рождения.
    В: – И все?
    Шанкара: – Теперь взглянем на данную ситуацию с другой точки зрения. Все, что происходит, – это одновременная смерть и рождение; каждый новорожденный организм – это уже мертвец, а каждый новый труп – это несомненный признак появления нового телесного агрегата, поскольку каждая смерть создает мощный энергетический импульс, реализующийся в образовании нового организма. Гита говорит о том же: “Все рожденные существа обречены на гибель, а все умершие существа обречены на новое перерождение. Все это случается в соответствии с непреодолимыми законами материальной вселенной” (2.27.). Только полный глупец может считать, что если солнце заходит (т.е. исчезает из видимости на западе), то оно никогда больше не взойдет.
    В: – И все?
    Шанкара: – Теперь взглянем на эту ситуацию с другой точки зрения. Ничего вообще не происходит. Смерть снимает и удаляет рождение, а рождение снимает и удаляет смерть, – таким образом подводится справедливый баланс и они (т.е. рождение и смерть) взаимоликвидируются.
    В: – Ну и что же мне в итоге думать обо всем этом?
    Шанкара: – Что хочешь, то и думай.
    В: – У меня далеко не всегда получается думать то, что я хочу
    Шанкара: – Тогда думай то, что можешь. А можешь ты думать только о том, к чему ты кармически предрасположен.

    2-й вопрос: Как происходит миросотворение, и в чем смысл рождения и смерти?

    Шанкара: Господь/Ишвара, в своем аспекте всеобщего порождающего лона (Брахмы/Праджапати) испускает из себя всю массу существ, являющихся его мыслеформами (Гита 10.6.), а затем, в своем аспекте всепожирающего времени/калы (Гита 11.32.), опять втягивает их в себя, уничтожая все ихние отличительные черты (т.е. нама-рупы) и растворяя их в причинной субстанции вселенской маха-читты (субстанции ума). Как солнце, при посредстве тучевых скоплений, проливает на землю дождевую воду, а потом посредством своих жарких лучей забирает ее обратно с земной поверхности (Гита 9.19.), так и Создатель, извергнув из себя все множество подвижных и неподвижных существ, вбирает их обратно в себя, в свою пракрити (Мундака 1.7.).
    Смысл рождений и смертей в том, что душа должна достигнуть единства с Богом. Не перерождаются, а навсегда остаются в Боге, сливаясь с ним, только те души/атмы, которые полностью избавились от материальной грязи, то есть от всех до единого мирских желаний (ср. Гита 5.19.: “Брахман безгрешен и уравновешен, и поэтому безгрешные и уравновешенные люди, достигая единой с Брахманом природы, сливаются с Брахманом”). Сам Бог/Владыка абсолютно чист и ничем незапятнан (Иша 8.), и посему он не имеет возможности впускать в себя (т.е. позволять объединяться с собой) нечистые души. Он, может, и рад бы был даровать освобождение от сансары всем дживам, но ихние кармические желания не позволяют этого сделать. Поэтому, после того, как душа оставила свое очередное тело, Господь видит все ее сознательные и подсознательные, тонкие и грубые, желания/васаны, и в точном соответствии с ними наделяет дживу новым орудием-телом (стхула-шарирой), посредством которого джива функционирует в следующей жизни. Господь – это сам закон справедливости, то есть Дхарма.

    3-й вопрос: Почему Бог, будучи всемогущим, не проявит великую милость ко всем страдающим душам, и не освободит их в одно мгновение, вне зависимости от того, какие у них кармы?

    Шанкара: – В действительности, каждая так называемая индивидуальная душа обладает абсолютным божественным могуществом, и даже Ишвара не в силах пойти наперекор желаниям (т.е. воле) дживатмы. Каждая дживатма – это сам Бог, забывший на время, что он – Бог. Доказательством этому служит тот факт, что все желания дживы обязательно исполняются (либо в этой жизни, либо в следующих за той, в которой они были произведены). Ишвара давно бы уже освободил все души от рабства сансары, если бы только мог. Но нет такой силы на свете, которая смогла бы превзойти волю дживатмы, – и из-за этого дживатма снова и снова перерождается в материальном мире, – даже якобы вопреки своей воле. Но на самом деле она перерождается не вопреки своей воле, а в строгом соответствии с ней. И если дживатма загрустит и пожалуется на несправедливую судьбу, то все претензии ей надо предъявлять к себе самой. Ее нынешняя незавидная судьба – это всего лишь плод ее предыдущих поступков, корнем которых являются алчные и похотливые мысли. За что же Душа, царица всего мира, подвергается таким страшным, “царским” пыткам, как не за то, что, будучи высшим Богом, она соблазнилась на ничтожные преходящие псевдо-удовольствия, которые в сущности своей – страдания.

    4-й вопрос: Имеются ли различия между людьми, и если имеются, то чем Душа одного человека отличается от Души другого?

    Шанкара: – С поверхностной/эмпирической точки зрения различия имеются, и весьма существенные, – разве вы их не замечаете?
    В: – Конечно же, замечаю: один человек богат, а другой беден; один мудр, а другой глуп, и т.д.
    Шанкара: – Итак, формально, то есть на внешнем/телесном плане, различия между людьми, конечно же, имеются, – и их никто не собирается отвергать, – но по сути их нет вообще. Истинная внутренняя Сущность/Атман/Брахман, которая одна лишь может быть названа Реальной, совершенно одинакова во всех существах, – и не только в людях, но и в животных, и даже в деревьях и камнях. В каких-то телах эта Само-Сущность проявляется более отчетливо (напр., в мудрых людях), а в каких-то – менее. Глупые думают, что эта Само-Сущность как-то загрязняется, присутствуя в таких презренных существах, как поедатель собачьего мяса, т.д., но в действительности эта Сущность не пятнается никакими внешними/телесными пороками, поскольку она изначально свободна от всех пороков и неподвержена им ни в какой степени. Этот высший Дух не различается вследствие налагаемых на него (по невежеству) различий/упадхи. Этот высший Дух, это высшее Сознание не имеет никаких качеств или свойств, по которым его можно было бы сделать объектом.
    В Гите (13.6.) Господь Васудева говорит, что все желания, страхи, и даже внешнее сознание (четана), – все это атрибуты материи, принадлежащие иллюзорному комплексу тела-ума; затем (13.31.) Шри Бхагаван говорит, что “Эта Само-Сущность безначальна, и не имеет никаких атрибутов/свойств (т.е. Атман/Брахман – ниргуна)”. Поэтому между людьми нет никаких реальных различий; все люди – это иллюзорные частицы вселенского перво-человека, Пуруши (ср. Ригведа 10.90. “Пуруша-сукта”). Нет совершенно никаких доказательств тому, что чистое Сознание одного человека хоть чем-то отличается от чистого Сознания другого человека. Мы знаем, что согласно теории вайшешики, так называемые различные существа (т.е. их души) наделены некими антья-вишешами (т.е. непреодолимыми/крайними различиями), и в силу этого одно существо якобы реально отличается от другого. Таким образом, согласно вайшешике, души отличаются одна от другой просто из-за того, что все они индивидуальны. Но наше Учение, т.е. Адвайта-Веданта, не признает этой мирской теории, так как Само-Сущность есть единая и вездесущая сверх-субстанция. Нет ничего, помимо этой абсолютной сверх-субстанции, т.е. Атмана/Брахмана. От чего Атман/Брахман будет отличаться, если ничего, помимо него, не существует? (Гита-б. 5.19.) Различия (т.е. наложение на Атмана/Брахмана дифференциаций) – это мнение шудр; но, как известно, у них есть своя функция в обществе, и поэтому мы на ихнюю болтовню внимания не обращаем. Думают не руки или ноги, а голова; когда нога пытается выполнить функцию головы, то это вызывает только смех. Мы не будем тратить силы на переубеждение непонимающих. Если мы начнем убеждать вас в том, что различий не существует, то это будет демонстрировать то, что мы сами не до конца убеждены в этой истине.

    5-й вопрос: Является ли наше бодрствующее состояние сном, или чем-то иным?

    Шанкара: – Так называемое бодрствующее состояние есть сон, и ничто иное. (Айт.-б. 1.3.12.)
    В: – Почему?
    Шанкара: – Так как там нет осознания своей собственной высшей Само-Сущности/Атмана, и вместо этого воспринимаются совершенно нереальные вещи, – точно также, как и во сне.

    Источник: land-of-spirit.ru

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий