Для народов Востока искусство не является искусством, если оно не обладает утонченностью, поэтому все его принципы наполнены неуловимой и изящной гармонией. Космос, как и дух человека, обозначал Вселенскую потенцию жизни в любом явлении, движении и мысли – все эти понятия относятся к категории универсальной энергии Ци, если же человеку удавалось постичь поток ее движения, то все остальное получалось само собой, легко и естественно. Поток движения энергии Ци зависел от положения тела в пространстве, от типа дыхания человека, от сезона года, от стороны горизонта и мн. др. факторов.
Образ искусства всегда соединен с путем Жизни (Дао), т.е. он отождествлен с бескрайним духом Вселенной, поток Ци – это психофизическая составляющая энергии, которой каждый наделен от природы.
Человеку необходимо «открыть и пустить эту энергию по всему телу – движущую силу Неба», которая внезапно открывает себя, но это возможно только при условии достижения умиротворенного состояния ума.
Необходимо собрать свое сознание и привести его в согласии с действием Дао, которое проявляется в искусстве как поток универсальной энергии жизни, и, став духовной реальностью, проявляет себя в спонтанном движении.
Эффект «движения времени и энергии в пространстве» включает в себя сл. принципы тонких искусств:
– спонтанность движений (и дун);
– естественность движений (цзы жэнь дун);
– всеобщие принципы-законы (ли дун);
– движение потока жизни (шэнь дун);
– «сила» кисти-руки (шоу ли);
– времена года (цзин сюэ);
– изобразительная реальность движений (ши дун);
– единство противоположностей (инь-ян дун);
– единство целого (кай хэ). Рассмотрим эти аспекты в рамках восточного искусства массажа.
Непроизвольность и естественность (и цзы жэнь дун)
Важным проявлением энергии жизни было качество естественности, и для того, чтобы постичь это человек должен был войти в состояние «непроизвольности образов». Непроизвольность – это особый вид спонтанности поведения индивидуума, который рождается из гармоничного соединения человека и Вселенной.
Практикуя комплексы динамической медитации, следует войти в гармоничное созвучие с природой, чтобы воспринять идеи естественной спонтанности движений.
Для достижения этого состояния человеку необходимо постоянно практиковать методы концентрации сознания с целью достижения высокого состояния творчества, это такое состояние ума, при котором «постигается всеобъемлющая мудрость жизни» легко и без усилия. Человек, который обрел духовное единство, движения подобны водному потоку, а сознание спокойно, как зеркальная поверхность воды.
Всеобщие принципы движения (ли дун)
Эти принципы обозначают действие энергии жизни в пространстве, которое находится «выше любых форм».
Данные формы сами по себе абстрактны, но по отношению к природе – они подобны ей, но не по форме, а по действию и внутреннему содержанию. Живое действие образов проистекает из скоординированного движения сознания (взгляда) и контуров, обозначенных ладонью или пальцами. Само по себе движение рук, благодаря своему абстрактному характеру, как по форме, так и по образу вносило присутствие потока Ци в движение или в комплекс движений присутствие чего-то тонкого (духовного, душевного) и не материального.
Понятие «Ли» требовало соблюдения принципов природных взаимодействий, а также побуждало к более глубокому постижению этих принципов с целью познания сущности души, т.е. самой идеи и образа движения. С данным понятием в китайских традиционных искусствах связывают целый ряд принципов, которые в той или иной степени касаются общих идей миросозерцания.
1-й принцип – это направленная идея движения (ли и дун), которая указывает на постоянный самоконтроль человека в процессе его творчества.
2-й принцип (и сы) – это идея мысленного сосредоточения, выражающая «опустошение контуров, кроме главной задачи, др. словами – это принцип избирательности, в основе которого находится внутренняя сущность вещей».
Присутствие в работе этого принципа указывает на достижение определенного уровня психофизического состояния ума терапевта, как «художника или скульптора».
3-й принцип – это сама идея-замысел (и ли), для того чтобы выразить должным образом идею действия или воспроизвести образ движения необходимо удерживать его в своем сознании до тех пор, пока он не «соединится с потоком энергии Ци в сознании».
Любое китайское искусство – это искусство «оптимальной экономии», т.е. даже при наличии большого количества движений, все они «составлены в режиме строгого контроля над расходом энергии».
Движение потока жизни (шэнь дун)
Движение потока жизни основано на знании и чувствовании естественных ритмов природы и космоса.
Созвучие духа сердца человека является истоком всех форм движений, а движение потока жизни – «результат проявления этих форм в реальности». Если человек возвышен в своих целях, его внутреннее созвучие духа высоко и рождает новые формы движений, следуя движению Вселенского потока жизни.
Данное «ритмическое качество вещей» создается благодаря преобразующей силе воображения индивидуума. Чтобы освоить разнообразные формы движений руками и пальцами следует научиться работать с «малоподвижными» объектами – с растениями, цветами и с предметами быта (подушки, ткани).
Для этого надо сосредоточить внимание на элементах движений, причем каждое движение должно изучаться в отдельности, при этом не следует упускать из виду непрерывность потока (дыхания) движения в уме.
Ритм человека определяется способностью легко перемещаться в любом из 8-ми направлений, а ритм внутреннего роста (знания и умения) определяются способностью к «расширению горизонтов сознания» и умения работать с «объемным восприятием (пространство – время) мира».
Различные свойства подвижного и гибкого организма (человек, животные, птицы, цветы) являются убедительным воплощением китайцев к выражению и учету абстрактного и вечно текучего ритма. Текучий ритм есть не что иное, как разновидность энергии Инь и Ян, который проявляется только в игре зеркально отраженных и соединенных движений кистей и стоп. Быстрый ритм (музыка, живопись и стихосложение) исполнения техники движений часто используют для создания «иллюзии» скорости движений при показе для чужих глаз.
Если создать в воображении ритм внутри сознания, то, при должной концентрации внимания эффект скорости проявится в движениях и снаружи тела. Это ритмы, которые таятся и присутствуют за всеми свободными ритмами природных стихий и явлений.
Главных ритмов потока энергии Ци восемь: ритм ветра, ритмы огня, ритм потока воды, ритм плывущих облаков, ритм дождя и т.п. Сочетаний различных форм энергий между собой – 64.
Движение потока энергии жизни (Ци) касалось только ритма и его природных (земных) сочетаний.
Как же добиться такого качества движений, чтобы в них присутствовали все природные ритмы, ответ на этот вопрос нам может дать только практика Восточных гимнастик.
Во владении кистью китайские мастера превзошли Запад, в умении владеть кистью они учились с самого детства (каллиграфия, живопись). Трудно постичь «совершенство движения кисти», если сам не развиваешь в себе это совершенство, рука в этом случае является продолжением потока универсальной энергии космоса.
Сила кисти (ли шоу)
В XVI веке данную категорию связывали с понятием Ци. Наполнение жестов и движений жизнью возникает не только из ритмов естественности, а определяется потоком Ци, который пребывает «на кончиках пальцев руки».
Необходимо собрать воедино свой дух и привести его в гармонию с творческим изменением окружающего мира (т.е. с учетом времени года) создавая настроение этих образов силой кисти и взгляда.
Это умение требовало устойчивости и упругости в движениях запястья и руки, их тренированность и подготовленность. Кисть (пальцы) – это творческий инструмент, и ничто не должно препятствовать ровному течению потока космической энергии Ци через нее. В древности существовало много видов психофизической тренировки (цигун, дао инь, цзо чань и др.) по развитию – укреплению тела и сознания, конечностей и пальцев.
Необходимо иметь гибкие и мягкие сочленения, но при этом уметь сжимать крепко, данное качество присуще ребенку, однако с течением жизни эта способность утрачивается, в связи с рассеянием концентрации сознания и неправильным типом дыхания (верхнее и поверхностное дыхание).
Для восстановления индивидуальных творческих способностей (потока энергии Ци) следует:
– «прочистить» и восстановить циркуляцию потока Ци в 14-ти главных меридианах тела;
– постепенно осваивать тренинг по свободному (без задержек) дыханию;
– следить (ментально) за циркуляцией потока Ци по внутренним органам в течение дня;
– развивать образное и объемное мышление, путем соединения мысли и движения тела в одно целое.
Времена года (цзин сюэ).
Главное – это научиться чувствовать настроение вокруг, чтобы потом «перевести это состояние» внутрь себя с целью гармонизации состояния души (духа) и внешнего мира. Целью претворения в жизнь данного аспекта искусства движения является обретение чувства гармонии с вечными энергиями Вселенной Инь и Ян.
Даже сегодня в традиционном китайском обществе книги разных авторов читают в разные времена года. Различную тематику настроений также изучают в разные сезоны года, если практикующий искусство Тай цзи чувствует настроение сезона, то его движения будут наполнены реальным «переживанием момента жизни».
Весна – наполняет сердца людей радостью и надеждой, летнее цветение – удовольствием наполняет души людей, осенний листопад в горном лесу – наполняет сердца людей легкой грустью, зимние горы, покрытые темными тучами – вселяют в сердца людей печаль одиночества.
Восприятие времен года вызывает в человеке такие же чувства, как если бы он реально находился в этих сезонах, и эти чувства кажутся вполне реальными.
В плане массажа это означает: весну (утро) используют для выведения энергий холода, летом проводят активацию Ян энергии для выведения остатков холода из глубины на поверхность, а также выведение избытка тепла (жары). Осень служит для выведения Ци жары и влажности, кроме этого практикуют уплотнение расслабленных тканей организма. Зимой – сохраняют тепло тела, а в периоды межсезонья проводят гармонизацию потока питательной энергии.
Изобразительная реальность (ши дун)
Термин изобразительная реальность также выражают еще одним понятием – чувство жизненности (присутствия мысли) в проводимых действиях. Данное качество содержит в себе понимание энергии Ци, т.е. реальное воплощение смысла в движениях, оно проявляется тогда, когда человек достигает прямого контакта с жизнью.
Данный термин в китайском искусстве имеет много синонимов: реальное воплощение идеи в ритме движений, «самоотдача», обладание полной жизненностью, внутренняя жизнь явления, полное присутствие в действии и т.д.
При этом не стоит добавлять в движения силы или механистичности, т.к. в этом случае «духовность» (наполнение) движений энергией исчезнет. Не следует добавлять свои «эмоции и переживания» в движение с тем, чтобы подчеркнуть или усилить духовность действия, чувства, проявляемые в действии, должны говорить сами за себя, без внесения искусственности и наигранности. Восточные мастера не искали в движениях идеал или красивые формы движений, они стремились ощутить его внутреннюю реальность, которая и являлась источником жизни.
Единство противоположностей (Инь – Ян).
Наибольшей силой воздействия обладает явление многогранности взаимодействия двух противоположностей Инь – Ян, а также гармоничное соответствие частей одному целому. Созвучие полюсов является важнейшим принципом китайского искусства, а в движениях рук это означает:
– верхняя часть тела дополняет нижнюю часть, и наоборот;
– левая сторона тела дополняет правую сторону, и наоборот;
– передняя часть тела не движется без спины и т.д.
Согласно китайской философии все явления характеризуются присутствием в них пустоты и полноты, т.к. любое движение можно обозначить посредством этих терминов. Единство – это некий порядок, в котором противоположности взаимосвязаны, и чтобы обрести завершенность потока Ци необходимо сбалансировать с энергий между собой. Сущность единства двух полюсов скрывается в двойственности этих сил (субстанций), которые содержатся во всех явлениях и порождают в своем развитии все жизненные начала.
Понимание искусства движений (массаж, иглоукалывание, гимнастика) включает шесть видов линий: вертикальные линии; горизонтальные линии; соединение и рассеивание линий; вращение снаружи вовнутрь (от периферии к центру) и вращение вовне (от центра к периферии).
Все шесть «типов линий» отражают полный набор отношений Инь – Ян энергий между собой. При этом их качественные характеристики должны быть уравновешены между «Небом (верх, Ян) и Землей (низ, Инь)», а количество движений вперед должны быть уравновешено аналогичным количеством движений назад.
Поворот в одну сторону сменяется поворотом в др. сторону, сгибание сменяется разгибанием, приседание сочетаться с подъемом тела и т.п. Инь субстанция движений порождает Ян субстанцию движений и наоборот, только соблюдением этих ритмов можно добиться высокой гармонии тела и духа.
Формы и разновидности проявления этого принципа в китайском искусстве весьма многочисленны и разнообразны. Только различая «внутреннее усилие» от внешней формы физического движения (ли) можно добиться значительных успехов в освоении Восточных традиционных искусств.
Противоположности объединяются в покое и разъединяются в движении в этом сущность любых природных изменений и превращений.
Единство целого (кай хэ)
Только, исходя из предыдущего принципа вечного движения природных энергий, можно описать процесс творчества в понятии «единства целого», др. словами – это принцип «раскрытия и соединения беспорядочного». От многообразия вещей и явлений в мире нет ничего, чтобы не подчинялось данному принципу (человек также не является исключением). Все существующие явления в природе сначала периодически раскрываются (кай), затем – они достигают своей внутренней завершенности (хэ). Сохраняя единство движения – его цельность и объемность, следует помнить о «пространственном расширении», т.е. о восьми векторах направления энергии. Универсальная энергия Ци является основой ритмической абстракции, «принцип кай хэ» при этом становится основой ритмических соотношений и пропорций (деталей движения).
Приводя к единству отдельные движения тела, необходимо помнить о жизненной силе, которая «способна открыть вещи и явления вовне», в противном случае появится механическое соединение движений, что приведет к появлению усталости. В этом случае принцип единства и слитности энергии целого, так и останется скрытым от вас навсегда.
Стремление к совершенству включает в себя гораздо большее, чем даже самое тонкое качество движений.
Стиль-метод становится совершенным, в случае, если он рожден из идеи-образа, но сам метод при этом не фиксируется. Человеку необходимо пережить лично опыт единения с природой, но это возможно только в «состоянии пустоты – отсутствия мыслей и безмятежности сознания».
Если идея (образ) постигнута, ваша кисть обладает силой духовного соединения посредством наличия всеобъемлющей пустоты, в технике владения кистью ваши движения должны содержать в себе изобразительную реальность, легкость вещей и ощущение потока жизни. Когда ваш ум един и не замутнен, то именно в этом случае проявляется действие «творческой силы Неба».
В традиционных искусствах главный акцент всегда делали на интуицию, воображение и состояние сенсорного восприятия природы, что ставило на первое место в познании мира – все таинственное, неуловимое и тончайшее. Перечисленные выше категории искусства трудны для понимания западного человека, т.к. они абстрактны, необычны и сложны для неподготовленного взора.
Все древние искусства восходили к внутренней реализации духа человека, «не имеющего внешней формы». Искусство движения руки проистекает из намерений духа и движение «единым потоком» охватывает собой все изменения, т.к. контроль сознания над ней присущ только человеку.
Изучая искусства движения кисти (каллиграфия, живопись, массаж, скульптура и др.) следует уделять внимание, как круговым, спиральным, так и фигурным образам линий.
Когда ваше «сознание присутствует повсюду», только в этом случае, кисть может создавать самые различные формы и образы преображения.
Школа “Цань Тун Ци” www.sanbao.jimdo.com