• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Почему так важны поездки на ретриты?

    maksim.sati 60 Просмотров

    Немного “необходимой” лирики

    Как всегда всё начинается с вопроса: “зачем?”.

    Зачем мы работаем над собой, медитируем и развиваем осознанность? Зачем встаём на духовный путь?

    Вероятно, либо бежим от чего-то, либо стремимся к чему-то.

    В этой статье речь пойдёт о прагматичном подходе к медитации как наиболее действенному инструменту работы с сознанием. А также о самом эффективном формате практики — поездке на ретрит.

    Итак, наш поиск начинается либо, когда мы испытываем неудовлетворённость в жизни либо, когда мы “наигрались” во всё, до чего смогли дотянуться и, разочаровавшись, начали с надёжной поглядывать в сторону духовности. Или, если ещё практичнее, в сторону инструментов, которые способны привнести перемены и трансформации в наши жизни.

    Если наше внимание направлено в сторону практик работы с сознанием, медитаций и духовности, то первый шаг на Пути сделан. Фраза: “Измени себя — измениться мир вокруг” — стала частью нашего глубинного понимания.

    Мы стали догадываться, что дело не в обстоятельствах, не в партнёре, не в том, что нам не досталось наследство, и даже не в начальнике на работе, а в нас самих. Только изменив себя, можно изменить свою жизнь.

    А что это, кстати значит, изменить себя?

    Далее, обычно следуют такие варианты: погружение в духовность, активная практика или первое и второе вместе взятые.

    Вариант — духовность

    В “религиях” нам рассказывают о том, как важно соблюдать заповеди, вносить пожертвования-развивать альтруизм, любить ближнего своего, и что всё будет отлично. Будет счастье, а, возможно, даже в этой жизни. А так — окажитесь на небесах. А если вас “поток” привёл к буддизму, то переродитесь, да в общем тоже на небесах только буддийских. Всё “будет”, но где-то там, а не сегодня.

    Кто встал на этот путь, быстро замечает, что духовность в “голом” виде не ведёт к глубокому изменению себя, жизнь вокруг если и меняется, то незначительно. Да, появляются новые знакомства, новые интересы, читаются новые книги, уходят многие социальные заморочки, но глубинных изменений нет, почему?

    Потому, что глубоких личностных изменений нет. Ум — всё тот же, старые паттерны поведенческих реакций — всё те же, уровень осознанности — всё тот же. На голом понимании далеко не уедешь, нейронные связи, детские травмы, базовые инстинкты, как и сама осознанность — всё это остаётся практически без изменений.

    На практике в основном случается так, что сознание думает о себе так-то, но сам человек при этом делает совсем иначе. Например, обещает себе не гневаться и не таить ни на кого злых мыслей, а при первом же наступании на ногу в общественном транспорте или критике, старые реакции включаются с новой силой.

    Или другой пример: в какой-то момент к нам приходит понимание, что нахождение в здесь и сейчас, в присутствии — это очень важная составляющая счастливой жизни. “Мы” принимаем твёрдое решение быть в моменте сейчас, а не в мыслях, не в прошлом или будущем, не в бесконечном самокопании (а как я это, а как я то и т.д.).

    Но сколько реально времени в течение дня удаётся проводить в присутствии? Секунды, минуты?

    Почему?

    Осознанность не позволяет реагировать быстрее ума. Ум увлекает сознание намного раньше, чем оно это замечает.

    Праведная жизнь — это замечательно, изучение учений особенно с наставником — просто отлично, но, если себя не обманывать, “воз остаётся и ныне там”. Нет изменений сознания и ума, в том числе на уровне физиологии — нет радикальных изменений в жизни.

    Другие варианты

    Подход через практики работы с умом и сознанием. Можно добавить сюда и вариант — духовность + практика.

    • Медитации даже по 20 минут в день в течение месяца дают фантастический результат. Улучшаются просто все сферы жизни. Самочувствие, отношения, уровень сфокусированности и т.д.
    • Медитации 1 час в день, приводят к значительным изменениям в личности, а когда число человекомедитаций перевалит где-нибудь за 1 000 часов, произойдут существенные изменения и в осознанности, и в физиологии мозга.

    Однако зададимся вопросом: “Какова цель медитаций?”.

    Медитация — это инструмент, цель, создание условий для получения опыта пробуждения. Всевозможные учения — это дорожные карты на пути к высшим опытам, а наставники — проводники и переводчики учений. Мораль и этика — это условия для приведения сознания и ума в необходимое для получения опыта просветления состояние.

    Просветление приводит к глубокой трансформации личности на всех уровнях: перезаписываются базовые рудиментарные инстинкты, скачкообразно меняется уровень осознанности, пачками отваливаются старые паттерны автоматических реакций, уходят страхи и сомнения и, самое главное, происходит прямой опыт “не-я”. То есть “личность” претерпевает кардинальную внутреннюю перестройку. И чем глубже опыт просветления, тем значительнее меняется носитель такого опыта и течение его жизни.

    Зачем ехать на ретрит?

    Опыту просветления, Ниббане (Нирване), предшествует другое состояние, называемое ниродхой или прекращением. В ниродхе “прекращается” само сознание и некоторые сферы ума.

    На выходе из этого состояния, при включении нашего “биокомпьютера” обратно и может произойти высший опыт — Ниббана (но может и не произойти).

    Опыт ниродхи становиться возможным, когда ум полностью успокаивается и останавливается, и этому предшествует многочасовой период успокоения ума в медитации.

    Да, иногда ниродха и просветление случаются спонтанно, за мытьём посуды, например, или при ещё более фантастических обстоятельствах, но это происходит редко.

    Сколько времени нужно для того, чтобы настолько успокоить свой ум, чтобы стала возможной ниродха?

    Точного времени нет, это весьма и весьма индивидуально. По моему опыту, большинству для получения первого подобного опыта необходимо 3+ часов непрерывной медитации, но есть и такие, кому может быть достаточным 2–2,5 часа. Эта статистика актуальна для идеальных условий, созданных на ретритах, и при условии постоянного контакта с преподавателем практики. В домашних условиях нужно больше времени. А самая главная сложность практикования дома — это медитации такой длительности в принципе, а также частота таких сессий и базовое изначальное состояние ума.

    На ретрите созданы идеальные условия для практики: режим сна, питание, безмолвие, отсутствие каких-либо контактов с внешним миром — всё это само по себе приводит ум в глубочайшее медитативное состояние.

    Проверенные методики и постоянный контакт с преподавателем “довершают” дело.

    Никаких сложностей с длительными медитациями не возникает, даже наоборот, где-то с середины ретритов участники начинают “активно” пропускать обеды и перерывы на отдых ради медитаций.

    Но есть нюансы.

    Большая часть методик медитации, используемых на доступных в наше время ретритах, связана с контролем и концентрацией, и это является одним из основных препятствий на пути к пробуждению.

    Опыт Ниббаны становится возможным, когда мы полностью отдаём контроль, когда ум находится в состоянии безмятежности, но при этом сознание бодрствует и бдительно наблюдает (осознаёт) работу ума.

    С другой стороны, концентрация — это ещё и очень энергозатратный процесс, длительные сессии медитации при таком подходе просто блокируются самим же умом. Ум активно сопротивляется такому “насилию” над собой. То есть вы просто физически не сможете медитировать по несколько часов в практиках концентрации.

    Медитации с осознаванием, такие как метта или анапанасати (на дыхании, а не на точке прохождения воздуха), в которых нет концентрации, естественны для ума. Ум очень быстро успокаивается, сдаёт контроль, перестаёт генерировать мысли и другие помехи, а через некоторое время и полностью расстворяется, — это прямой путь к ниродхе и Ниббане.

    При использовании подобных методик становятся возможны длительные многочасовые сессии медитации, при этом они легки, приятны и желанны.

    Ретрит — это не “работа” над собой, не “битва” с самим собой, не напряжение, не тренировка силы воли, — это оптимальный формат для расслабления ума, так необходимом для получения опыта просветления.

    В качестве итогов и выводов:

    1. Цель медитаций, учений, соблюдения кодексов и предписаний и т.д. — создание условий для получения опытов пробуждения.
    2. Опыты пробуждения приводят к глубокой трансформации сознания и жизни, и с каждым опытом всё глубже.
    3. “Измени себя — измениться мир вокруг”, — суть начала Пути.
    4. Опытов пробуждения нельзя достичь или получить их, но можно создать условия, при которых эти опыты станут возможными.
    5. Каждому опыту пробуждения предшествует состояние, называемое в буддизме ниродха (прекращение).
    6. Опыты пробуждения иногда случаются спонтанно, но это большая редкость, во всех остальных случаях им предшествует длительное, многочасовое успокоение ума в медитации.
    7. Короткие сессии медитации благоприятно влияют на жизнь, но для получения опыта просветления нужны длительные, многочасовые сессии медитации.
    8. На ретритах, при правильном подходе и корректном методе, длительные сессии становятся не просто возможными, но и приносящими сами по себе большое удовольствие.
    9. На ретритах созданы идеальные “рафинированные условия” для получения опытов пробуждения.
    10. И новички, и опытные практики на ретритах быстро осваивают инструменты, длительное сидение и приходят к высшим состояниям сознания, некоторые — к опытам ниродхи и Ниббаны.
    11. И, самое главное, — опыты пробуждения более чем реальны! В рамках даже одного ретрита — это не единичное явление. Но здесь важно понимать, что пробуждение — это поэтапный процесс, однако даже первое касание опыта Ниббаны ведёт к радикальным внутренним изменениям.
    12. Даже без опыта просветления в длительных сессиях медитации происходят значительные изменения сознания и ума.
    • В буддийской школе Суттавада, в которой я некоторое время учился, наиболее ценным в медитации считается пребывание в 7 джхане или в сфере отсутствия всего. Если говорить простым языком, то 7 джхана — это последний рубеж существования сознания, самое тонкое из возможных состояний, чистейшее сознание-зеркало. В следующей, 8 джхане сознание уже перестаёт быть непрерывным. Далее следует ниродха, прекращение или, как её иногда называют — 9 джхана. 7 джхана — это состояние абсолютной равностности, состояние глубин океана независимых от штормов на поверхности. Наработка часов, проведённых в этой джхане, приводит ко всё большему пребыванию в этом состоянии в повседневной жизни. То есть неизбежные бури и шторма жизни вокруг всё меньше влияют на наше базовое состояние глубочайшего покоя. И это очень положительное состояние.
    • А непосредственно в 8 джхане или сфере ни-восприятия-ни-невосприятия, как говорил основатель школы Бханте Вималарамси, происходит “разрядка кармы”. Я предпочитаю более рациональный язык, с позиции нейрофизиологии. В 8 джхане происходит глубокая очистка от различных поведенческих паттернов, детских травм, шаблонов поведения, обид и т.д. Ум как бы “психофизически” освобождается от накопленного ментального “мусора”.
    • За один ретрит вы проводите в медитации 100+ часов (год медитаций по 20 минут каждый день несопоставимо более низкой эффективности). Значительная часть этого времени приходится на самые глубокие состояния 7 и 8 джхан описанных выше. Это приводит к существенным изменениям структуры ума и сознания.

    В статье представлены частные опыт и взгляд на практику. Буду рад конструктивным вопросам, комментариям и предложениям в обсуждении.

    Источник

     

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий