• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Разделы аюрведы

    lesya 4 323 Просмотров

    Одна из возможных причин возрождения интереса к аюрведе во всем мире заключается в том, что люди ищут систему оздоровления тела и души, которая предполагала бы потребление как можно меньшего количества химических веществ с побочными эффектами. Аюрведа придерживается установки, что здоровье человека регулируется тремя изначальными качествами – дошами, которые называются вата, питта икапха. Вата связана с движением, питта – с метаболизмом и выработкой энергии, а капха управляет физической структурой организма и потоком жидкостей. Совокупность этих принципов известна как тридоша. Тридоша управляет всей деятельностью мозга и остального тела, и нужно стремиться к поддержанию их равновесия.

    В “Чарака-сутре” (1.24) сказано, что вся аюрведа делится на 3 направления (трисутра):

    1. Хетусутра (причинный фактор болезни).
    2. Лингасутра (признаки, появившиеся в ходе болезни).
    3. Аушадхисутра (способ лечения).

    Изучение аюрведических трактатов указывает на две основные школы врачевания и восемь направлений аюрведы. Эти восемь дисциплин называются аштанга-аюрведа:

    1. Кайя чикитса, внутренняя медицина. Здесь подразумевается диагностика и лечение общих болезней, то есть болезней, воздействующих на все тело, типа лихорадки, диареи, кровоизлияния, сумасшествия, истерии, эпилепсии, болезней кожи, туберкулеза, диабета и так далее – в отличие от болезней, наносящих вред какому-либо отдельному органу.

    Это одна из наиболее важных областей аюрведы. Она работает с причиной болезни, ее развитием, симптоматикой, средствами лечения и питанием. “Кайя” означает “все тело”. Под лечением часто понимается нормализация потока внутреннего огня – агни. Медицинская школа кайячикитса Пунарвасу Атрейи известна как Атрейя-сампрадайя. Чарака замечал, что успех лечения зависит не только от усилий врача, но и также от питания, правильного подбора лекарств и настроения самого пациента.

    2. Шалья тантра, хирургия. Любой инородный предмет, который входит в человеческое тело и причиняет ему боль, называется “шалья“. Шалья тантра – отрасль знания, имеющая дело с шальями. Она состоит из операционной хирургии и акушерства. Здесь разработаны эффективные методы удаления из тела инородных предметов типа частиц камня или земли, пыли, металлических предметов, травы, костей, осколков, ногтей, волос, запекшейся крови, гноя. Операции проводятся с помощью хирургических инструментов, прижиганий, использования щелочных веществ (кшара), применения бандажей, обработки ран и язв. Большое внимание уделяется болезням, могущим возникнуть после хирургических действий. Мастер аюрведы Сушрута написал книгу “Шалья чикитса”, где дал подробное и систематизированное описание хирургических методов лечения различных заболеваний. Сушруту можно назвать отцом индийской хирургии. Он объясняет назначение 101 инструмента (янтр), разбивая их на 6 классов: 1) свастика (крестообразные), 2) самдаса (вытянутые), 3) тала (с плоскими концами), 4) нади (имеющие плоскую форму), 5) шалака (в виде прута), 6) упаянтры (дополнительные). Сушрута определяет также 8 видов хирургической техники (шастракарма): 1) надрезание, 2) вырезание, 3) выскабливание, 4) прокалывание, 5) зондирование, 6) извлечение, 7) отсасывание, 8 наложение швов. Все существующие хирургические операции до наших дней укладываются в эти 8 видов, добавить новую технику практически невозможно. Сушрута уделяет также большое внимание анестезии, экспериментирует с обезболивающими средствами. Согласно Сушруте операционное лечение пациента проходит в 3 стадии:
    – дооперационное лечение (пурвакарма);
    – операционное лечение (прадхана карма);
    – послеоперационное лечение (пашчаткарма).

    3. Шалакья тантра, лечение болезней глаз. На самом деле здесь предполагается диагностика и лечение болезней головы, а также ушей, глаз, рта, ноздрей и так далее. Как отдельная отрасль медицины шалакья в Ведах не упоминается. Первые упоминания о шалакье находят в хирургических трактатах.

    4. Каумара бхритья, педиатрия. В этом разделе описывается лечение болезней детей, а также их питание и правильный уход за детьми и их воспитание. Многие болезни младенцев вызваны недостатками материнского молока; забота о его качестве – важная ветвь каумара бхритьи.

    Лечение детей называется бала чикитса. Эта область медицины охватывает также и период беременности, заботясь о ребенке еще до его рождения. В буддизме эта отрасль медицины называется дарака чикитса. Особых успехов бала чикитса достигла в Керале: здесь в священных книгах упоминаются способы лечения таких нарушений, как полиомиелит.

    5. Бхутавидья, психотерапия, предполагающая работу с духами. Эта отрасль аюрведы работает с колдовством и способами изгнания злых духов, а также с подношениями богам, демонам, гандхарвам, якшам, ракшасам и так далее. Лечению подвергаются болезни, вызванные негативным влиянием извне, демоническими сущностями. Бхутавидью можно сравнить с современными психотерапией и гипнозом.

    6. Агада тантра, токсикология. В этом разделе описывается лечение укуса ядовитых змей, укуса крыс, скорпионов и других ядовитых существ. Речь идет о заразных болезнях, вызванных нападением на человека животных или микробов. Агада тантра имеет также дело с передачей микробной инфекции через воздух и воду. Выведение токсинов называется виша чикитса.

    7. Расаяна тантра, гериатрия. Это область знания, занимающаяся вопросами сохранения молодости и продления жизни. Клетки каждого живого существа на протяжении жизни подвергаются различным изменениям. По мере старения они деградируют. Расаяна чикитса уменьшает степень такой деградации, тем самым омолаживая тело. В распоряжении расаяны – массаж, лекарственные травы и кремы, ванны и особые лекарственные средства.

    Ведические писания содержат множество гимнов, посвященных здоровью и процветанию. В этих гимнах прослеживается важность омоложения, лечения и восстановления дхату (тканей организма). “Раса” означает сущность, вкус; в данном случае это понятие относится к потребляемой пище. “Аяна” обозначает каналы, по которым энергия пищи разносится по телу. Правильное питание тела возможно только при нормальном функционировании аяны.

    Классификация расаяны
    Камья расаяна
    (обеспечение хорошего здоровья)
    Пранакамья Обеспечение жизненной силы и долголетия
    Медхакамья Обеспечение высокого интеллекта
    Шрикамья Обеспечение здорового вида
    Наймиттика расаяна
    (обеспечение жизненной силы при конкретных заболеваниях)
    вататпика расаяна щадящий режим, без строгих ограничений
    кутиправешика расаяна жесткий режим, со строгими ограничениями
    Классификация наймиттика расаяны по содержанию
    аушадха расаяна прием лекарственных средств
    аджашика расаяна особый режим питания
    ачара расаяна нормализация поведения

    Аль-Бируни, рассказывая об индусах в своей работе “Индия”, писал: “У них есть очень своеобразная наука, напоминающая алхимию. Они называют ее расаяна. Расаяна состоит в выполнении определенных операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в основном из растений. Благодаря принципам расаяны у безнадежно больных восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность, восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на весьма долгий срок”.

    Периоды жизни Желаемый эффект воздействия Рекомендуемая расаяна
    1-10 Балья вата, сварна
    11-20 вриддхи бала, касмари
    21-30 чави ланха, амалаки
    31-40 медха шанкупушпи
    41-50 твак джьйотишмати
    51-60 арсти джьйотишмати
    61-70 шукра тмагупта, асва, гандха
    71-80 викрама буддхи может не требоваться
    81-90 викрама буддхи может не требоваться

    8. Ваджикарана тантра – наука сохранения и восстановления репродуктивной силы.

    Источник: scriptures.ru

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий