• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Шесть самых важных фактов, которые вы никогда не знали о чакрах

    elenarade 5 006 Просмотров

    На протяжении последних 100 лет концепция о чакрах или тонких энергетических центрах тела, завладела западным воображением больше, чем практически любое другое учение в традициях йоги.

    При этом, как и в отношении большинства других концепций, происходящих из Санскритских источников, Запад, за исключением некоторых исследований, почти полностью потерпел неудачу в попытке решить задачу, что представляет из себя концепция о чакрах в своем первоначальном смысле и как предполагалось ее применять.

    В данной статье делается попытка в некоторой степени исправить ситуацию.

    Если у вас мало времени, вы можете пропустить теоретические объяснения, которые я собираюсь дать, и перейти сразу на страницу с описанием о шести фундаментальных фактах о чакрах, которые не известны современным йогам.

    Начнем с того, что мы понимаем под “чакра”. В тантрической традиции, из которой произошла концепция о чакрах, чакры (cakra – Санскрит) являются точками концентрации в теле человека во время медитации, которые визуализируются, как источники энергии, напоминающие диски или цветы, в тех местах, где пересекается определенное количество нади – nāḍīs (каналы или меридианы). Они также представляют собой воображаемые системы феноменологически обоснованные, поскольку расположены, как правило, там, где человек испытывает эмоциональную или духовную энергию, и поскольку форма, в которой они визуализируются, соответствует визуальному опыту медитирующих.

    (Выше я сказал, что Запад пока что потерпел неудачу в понимании чакр. Разрешите мне уточнить, что под Западом я понимаю не только Европейско-американскую культуру, но также и направления современной индийской культуры, которым задала направление Европейско-американская культурная среда. И поскольку в данный момент практически невозможно найти в Индии направление йоги, на которое не повлияло бы европейско-американсая идеология о йоге, то когда я использую термин “Запад”, я также подразумеваю и большинство сегодняшних учений о йоге в Индии, которые существуют на английском языке.)

    Ладно, я говорю вам прямо: в большинстве случаев западная йога почти что ничего не понимает в чакрах, в том, что подлинные традиции считали важным в их понимании. Видите ли, если вы читаете известную книгу Анодея Джудит “Колеса Санскары” (Wheels of Life) или подобную ей, важно осознавать, что вы читаете не работу по философии йоги, а работу по западному оккультизму, основанную на трех основных источниках: 1) ранние работы по западному оккультизму, которые позаимствовали и адаптировали понятия Санскрита без должного их понимания (как например, работа теософа С.В. Лидбитер “Чакры” C.W. Leadbeater’s The Chakras, 1927); 2) Неправильный перевод, сделанный в 1918 г. Джоном Вудроффом (John Woodroffe) текста о чакрах, написанного на Санскрите в 1577 году (подробнее см.ниже); и 3) книги 20-го века от индийских гуру йоги, которые в большинстве случаев основываются на источниках 1) и 2). Книги о чакрах, основанные на глубоком понимании оригинальных санскритских источников, по сей день существуют только в академических кругах.

    “Но что это означает?” спрашивают меня йоги. “Книга Анодеа Джудит и ей подобные  принесли мне много пользы, не отнимайте их у меня.” Я не могу и не хочу этого делать. Какую бы пользу вы не получили от какого-либо источника, она реальна, если вы это говорите. Я всего лишь хочу здесь сказать вам две вещи: первое, что когда современные западные авторы о чакрах предполагают, что они представляют древнее учение, они вас вводят в заблуждение, но при этом они сами этого не знают, так как они не могут оценить достоверность их собственных первоисточников (так как они не читали Санскрит). Второе, для тех, кто заинтересован, я хочу сообщить немного больше, что означают йогические концепции в их первоначальном значении (потому что я филолог Санскрита и практик, предпочитающий традиционные формы). Только вы можете оценить, если в этом польза для вас. Я не утверждаю, что древнее по своей сути означает лучшее. Я не пытаюсь намекать, что не существует духовной ценности в западном оккультизме. Я только лишь излагаю как можно точно историческую истину простым английским языком в меру моих знаний.

    Итак, я приступаю: шесть фундаментальных фактов о чакрах, которые не известны современным йогам.

     

    1. В подлинных традициях существует не одна система чакр, а несколько.

    Их так много! Теория о тонких телах и их энергетических центрах, названных чакрами (или падмы padmas (лотус), адхары (ādhāras), lakṣyas (точки сосредоточения внимания), и т.д.) пришла из традиции тантрической йоги, которая успешно развивалась в 600-1300 г.г. , и которая жива до сих пор. В уже сложившейся Тантра-йоге (после 900 г. или около того) каждое из многих течений этой традиции излагало отличную от других систему чакр, а некоторые течения излагали более чем одну систему. Сейчас преподаются система пяти чакр, шести чакр, семи, девяти, десяти, двенадцати, двадцати одной и более чакр, в зависимости от того, какой учебник и какое направление вы изучаете. Система семи (или точнее 6+1) чакр, которая известна йогам Запада, лишь одна из многих, и стала преобладать около 15 века нашей эры (см.пункт 4 ниже).

    Я знаю, о чем вы сейчас думаете – “Какая система правильная? Сколько на самом деле чакр существует?” И это приводит нас к первому главному ложному представлению. Чакры не подобны органам в физическом теле; они не являются установленным фактом, который мы можем изучить, как доктора изучают нервные узлы (с которыми чакры путали в 19 веке). Энергетическое тело – чрезвычайно изменчивая реальность, которую мы можем ожидать от чего-то нефизического и выходящего за пределы чувств. Энергетическое тело может включать в себя, говоря из собственного опыта, любое количество энергетических центров, в зависимости от человека и от практики йоги, которой он придерживается.

    При этом существует несколько центров, которые обнаруживаются во всех системах: например, область внизу живота или сексуальный центр, в сердце и в области макушки, поскольку в этих трех местах в теле люди по всему миру испытывают как эмоциональные, так и духовные переживания. Но помимо этих трех центров, в чакральных системах существует их огромное разнообразие, которое мы находим в оригинальных источниках. И какая-либо одна система не является “правильнее”, чем любая другая, за исключением той, которая имеет отношение к конкретной практике. Например, если вы выполняете практику из пяти элементов, то вы следуете системе пяти чакр (см. пункт 6 далее). Если вы пропускаете через себя энергию шести различных божеств, вы используете систему шести чакр. Верно? Но эту исключительно важную информацию так до сих пор и не поняли на Западе.

    Мы только начинаем спускаться в кроличью нору, Алиса. Хотите узнать больше?

    1. Чакральные системы носят предписывающий, а не описательный характер.

    Это, наверное, самый важный пункт. Английские источники обычно представляют систему чакр, как экзистенциальный факт, используя описательный язык (например, “муладхара чакра находится в основании позвоночника и она красная” и т.д.). Но в большинстве первоначальных источниках на Санскрите нас не учат о том, что из себя представляют вещи, нам дается определенная практика йоги: мы должны визуализировать в определенной точке тела тонкий цветной светящийся объект в форме лотуса или колеса прялки, и затем активировать в нем звуки мантры с определенной целью. Когда вы это понимаете, пункт 1 выше становится более понятным. Писания директивны, они говорят, что вы должны делать для достижения определенной цели посредством мистических средств. Читая Санскрит буквально в его краткой манере “четырехлистный красный лотус в основании тела”            , мы должны понимать: “Йоги должны визуализировать четырехлистный лотус…” Смотрите об этом подробнее ниже пунтк 5.

    1. Психологические состояния, относящиеся к чакрам, всецело современное и западное явление.

    На бесчисленных сайтах и в книгах мы читаем, что муладхара-чакра связана с выживанием и безопасностью, что манипура-чакра связана с силой воли и самооценкой и так далее. Получившим образование йогам следует знать, что все связи с психологическими состояниями являются современной западной инновацией, начало которой было положено Карлом Юнгом (Carl Jung). Возможно, для некоторых людей такие связи получены эмпирическим путем (однако, обычно не без подсказки), но мы определенно не находим их в источниках Санскрита. Существует только одно исключение, о котором мне известно, и это система десяти чакр для йогов-музыкантов, о которой я писал в своем блоге.  Но в системе тринадцатого века мы не находим, что каждая чакра связана с определенной эмоцией или психологическим состоянием, скорее каждый лепесток каждой лотус-чакры связан с различной эмоцией, и здесь не прослеживается какой-либо системы, согласно которой мы можем дать описание для конкретной чакры в целом.

    Но это еще не все. Почти все множество связей, обнаруженных в книге Анодеи Джудит “Колеса Санскары”, не имеют подтверждения в Индийский источниках. Джудит говорит нам, что каждая чакра связана с определенной железой в теле, с определенными нарушениями в организме, определенной пищей, металлом, минералом, растением, планетой, практикой йоги, мастью карт таро, сефирой в иудейском мистицизме, и с архангелом в христианстве! Ни одной из этих связей не обнаружено в первоначальных источниках. Джудит или ее учителя создали эти связи, основываясь на предполагаемых сходствах. Это также распространяется на эфирные масла и кристалы, которые, как утверждают другие книги и интернет-сайты, связаны с каждой чакрой. (Я должен упомянуть, что Джудит все-таки представила некоторые данные из оригинальных источников на Санскрите [а именно из Ṣaṭ-cakra-nirūpaṇa, про которую читайте ниже] под названием “Символы лотуса” для каждой чакры).

    Это не означает, что, положив определенный кристалл на свой живот, когда у вас проблемы с самооценкой, и представляя себе, что он очищает вашу манипура-чакру, это не поможет вам почувствовать себя лучше. Возможно, поможет, зависит от человека. Пока эта практика определенно не традиционна, и не проверялась на протежении нескольких поколений (что на самом деле и является традицией), и только богу известно, что есть многое на свете, что и не снилось моему рациональному уму.

    Но, по моему мнению, людям следует знать, когда зародилась практика – несколько десятилетий, а не столетий тому назад. А если практика ценна, нет необходимости опровергать ее источник, верно?

    1. Система семи чакр, популярная в наши дни, пришла не из древних священных писаний, а из трактата, написанного в 1577 году.

    Система чакр, которой следуют западные йоги, была обнаружена в тексте на Санскрите, написанного человеком по имени Пурнананда Йати (Pūrṇānanda Yati). Он закончил свое писание (Ṣaṭ-chakra-nirūpaṇa или “Объяснения шести чакр”, которое на самом деле является главой шесть большого труда) в 1577 году, которое было переведено на английский язык 100 лет назад в 1918 году.

    В ранней версии данной статьи я назвал систему семи чакр “поздней и несколько нетипичной”. Но спустя несколько дней, я осознал, что ошибался – более простая версия той же системы семи чакр обнаружена в эпилоге к работе тринадцатого века под именем Śāradā-tilaka, при этом этот текст очевидно признавал наличие множества систем чакр (таких как системы 12 или 16 чакр). Мы также находим более подробное изложение той же системы в 14 или 15 веке – Śiva-samhitā. Однако,  большинство йогов (как индийских, так и западных) знают систему семи-чакр по работе Пурнананда 16 века, или даже по некорректному и запутанному переводу, сделанному в 1918 г. Джоном Вудрофф (John Woodroffe). Тем не менее, надо признаться, что эта система семи-чакр доминировала последние четыре или пять веков. Также правда и то, что поддавшаяся западному влиянию система семи-чакр, которую знаете вы, основывается на оккультистской интерпретации начала 20 века искаженного перевода источника, не имеющего отношения к священному писанию. Это никоим образом не влечет за собой недействительность этой системы, а только лишь поднимает вопрос о ее господстве.

    Отмечу, что в тантрическом буддизме (в Тибете) часто оберегают древние традиции, и система пяти-чакр преобладает в данной традиции (также как и более фундаментальная система трех бинду-чакр). Про традиционную систему пяти-чакр, которая обнаружена в классической тантре, смотрите в моей книге “Прояснения тантры” (Tantra Illuminated) на странице 387.

    1. Основная цель чакральной системы – действовать в качестве модели для ньясы nyāsa – настройки мантр и божеств.

    С точки зрения древних авторов, основное назначение любой системы чакр состояло в выполнении функции некой модели для ньясы, которая означает настройку мантр и божественных энергий с определенными точками в тонком теле. Так вот, хотя миллионы людей увлечены сегодня учением о чакрах, почти никто из них не использует чакры по их назначению. Это нормально. Повторюсь, я не для того здесь, чтобы обвинить кого-то, что они ошибаются, а всего лишь просветить тех, кому это интересно.

    Наиболее отличительными особенностями чакральных систем в первоначальных источниках являются следующие три: 1) мистические звуки алфавита Санскрита распространяются через “лепестки” всех чакр в системе, 2) каждая чакра соответствует определенному из Пяти элементов стихии (Земля, Вода, Огонь, Ветер и Пространство) и 3) каждая чакра связана с определенным индуистским богом или божеством. Это прежде всего потому, что, как я уже сказал, чакра-системы являются в первую очередь моделью для ньясы. В ньясе (дословно “прикладывать”) вы визуализируете определенный слог мантры в определенном месте в определенной чакре в вашем энергетическом теле, одновременно про себя пропевая этот звук.

    Очевидно, эта практика укоренилась в определенных культурных условиях, где звуки санскритского языка воспринимаются как исключительно мощные вибрации, которые могут составлять эффективную часть мистической практики, которая приводит к духовному освобождению или к мирским выгодам при помощи магических средств.

    Пробуждение образа и энергии определенного божества в определенной чакре тоже относится к культурным особенностям, и если западные йоги приходят к пониманию, что эти божества символизируют, то практика может потенциально быть для них также осознанной, однако возможно не такой осознанной, как для того, кто вырос с этими божествами, как с хрестоматийными иконами, запечатленными в его подсознании.

    Так называемые Причинные божества (karana-devatās) присутствуют практически в каждой системе чакр. Эти божества устанавливаются в определенной последовательности: от нижней чакры к верхней,  этими божествами являются Ганеш Ganesh, Брахма Brahmā, Вишну Vishnu, Рудра Rudra, Исвара Īśvara, Садашива Sadāśiva, и Бхаирава Bhairava, первый и последний из которых, в зависимости от числа чакр, часто отсутствуют. Последнее божество в списке Причинных божеств никогда не является наивысшим божеством данной системы, божество (кем бы он не был) восседает в сахасраре sahasrāra или в лотусе с тысячью лепестками на верхушке головы (которая технически не является чакрой, так как по определению через чакры проходит Кундалини вверх или вниз, и сахасрара является ее конечной целью и домом). Таким образом, Бхаирава (наиболее мистическая форма Шивы) включается в список Причинных божеств только, если он соединяется с Богиней, последняя является наивысшим божеством во многих из этих систем.

    1. Семенные мантры, которые, как вы думаете, соответсвуют чакрам, на самом деле соответствуют элементам, относящимся к чакрам.

    Это проще, чем на словах. Вам говорили, что семенная мантра (биджа) муладхара-чакра есть ЛАМ (LAM). На самом деле нет. Ни в одном источнике на Санскрите, ни даже в искаженном синкретическом писании Пурнананды. И мантра свадхистана-чакры не есть ВАМ (VAM). Подожди, о чем это ты?

    Это просто: LAM (рифмуется с thumb (большой палец) – это семенная-мантра элемента Земля, которая в большинстве практик по визуализации чакр располагается в муладхаре. VAM – является семенной мантрой элемента Воды, которая расположена в свадхистане  (по крайней мере в системе семи-чакр, о которой вы знаете). И так далее: RAM – это звук для Огня, YAM для Ветра, и HAM для Пространства. (Все эти баджи рифмуются с “thumb”, поэтому мне следует отметить, что в мистической Тантра-йоге все основные баджи фактически имеют различные гласные звуки, которые считаются значительно более мощными).

    Итак, основной смысл в том, что связанные с первыми пятью чакрами важнейшие мантры, вы можете это прогуглить, фактически не принадлежат этим чакрам как таковые, но относятся к пяти Элементам, соответствующим чакрам.       Это важно знать, если вы когда-либо захотите расположить один из этих элементов в другом месте. “О! Я могу сделать это?” Абсолютно. Так, в различных Тантрических направлениях мы обнаруживаем Элементы стихии, расположенные в разных местах. Например, направление Saiddhāntika располагает Землю в сердечной чакре. Как вы думаете, какое может быть влияние на ваши отношения, если всегда располагать элемент Ветра в сердечном центре? (Помните, YAM – мантра Воздуха / Ветра, а не мантра сердечной чакры anāhata, чья подлинная мантра – ОМ). Вы когда-либо замечали, что у современных американских йогов нет стабильных отношений? Возможно, это связано с постоянным пробуждением Ветра на уровне сердца? .. (Я могу выглядеть смешным, так как лишь небольшой процент моих читателей зайдет так далеко). Итак, возможно, иногда вы захотите расположить Землю в сердце, потому что заземление полезно для вашего сердца. В данном случае очень полезно знать, что LAM – мантра элемента Земли, а не мантра муладхара-чакры.

    К этому можно добавить, что большинство геометрических фигур, ассоциирующихся сегодня с чакрами, также соответствующим образом относятся к Элементам стихии. Земля традиционно представлена в виде (желтого) квадрата, Вода – в виде (серебряного) полумесяца, Огонь – в виде направленного вниз треугольника, Ветер – в виде гексаграммы или шестиконечной звезды, и Пространство – в виде круга. Поэтому, когда вы видите эти фигуры на изображениях чакр, вы теперь знаете, что на самом деле они являются изображениями соответствующих Элементов стихии, а не геометрическими формами, присущими чакрам как таковым.

    Это подводит меня к моему последнему пункту: даже санскритский источник может сбить с толку. Например, в тексте Пурнананды 16-го века, который является основой популярной современной системы чакр, пять Элементов стихии располагаются в первых пяти чакрах в системе семи-чакр. Но это не совсем понятно, потому что во всех классических системах Элемент Пространство располагается на макушке головы, так как это то место, где йоги переживают на опыте мощное слияние с бесконечностью. Пространство – это элемент, являющийся единым целым с бесконечнностью, поэтому он должен находиться в макушке головы или рядом. Я бы сделал предположение, что Пурнананда расположил Пространство в горловой чакре потому, что он жил во времена роста догматического соблюдения общепризнанных традиций без критического осмысления (тенденция, которая, к сожалению, сохранилась), и он следовал традиции Kaula, согласно которой классических Причинных божеств столкнули вниз, чтобы освободить место для более древних и высших божеств (особенно для Бхаирава и Богини), а элементы остались безоговорочно соединенными с божествами и чакрами, с которыми они были связаны ранее. (С учетом вышесказанного, тот факт, что Пурнананда обращался к источникам Kaula не является очевидным, так как вместо возвышения Богини в сахасрара, чего мы ожидаем от семичакровой системы в Kaula, мы обнаруживаем там Парамашиву, возможно, под влиянием учения Vedānta. Более подробно см.вопросы и ответы в комментариях).

    Мы лишь поверхностно изучили этот вопрос. Нет, я не шучу. Это по-настоящему сложная тема, вы это можете понять, обратившись к научной литературе такой, как работа Дори Хейлиджгерс-Силен (Dory Heilijgers-Seelen) или Гудрун Бёнеманн (Gudrun Bühnemann). Это требует незаурядного терпения и сосредоточения только для прочтения этих работ, не говоря уже о их написании. То, на что я надеюсь, что будет ответом на эту статью – это немного смирения. Немного меньше претензий к авторитетам, когда это касается действительно мистических тем. Возможно, будет меньше учителей йоги, пытающихся объяснить своим ученикам, что есть чакры. Сложность оригинальных первоисточников, а за плечами 14 лет изучения Санскрита, сбила с меня спесь.

    Это до сих пор наиболее неизведанная территория. Поэтому когда речь заходит о чакрах, не заявляйте, что вы знаете. Говорите своим ученикам по йоге, что каждая книга о чакрах представляет собой только один из всевозможных вариантов. Фактически, все что написано на английском не является авторитетным источником для практикующих йогу. Почему бы не придерживаться убеждений о йоге более осторожно, даже если вы продолжаете учиться? Давайте примем тот факт, что мы до сих пор не полностью понимаем эти античные практики йоги, и вместо того, чтобы стремиться быть авторитетом в самых упрощенных из них, вы можете призвать себя и своих учеников взглянуть более ясно, честно, аккуратно и без осуждения на их и свой  собственный опыт.

    В конце концов, все, что все мастера йоги когда-либо испытывали, находится и в вас тоже.

    Источник

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий