• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Славянский дом — символ космической взаимосвязи со Вселенной

    elenarade 3 452 Просмотров


    Славянский дом — целиком оригинальное произведение народа, самобытное явление.

    Славянский дом — это символ космической взаимосвязи со Вселенной; символ родины; символ тепла и доброты; символ мировосприятия; символ человека как духовного и физического начал Вселенной.

    Жилье — это определенный микрокосмос, в замкнутом пространстве которого проходит родственная жизнь, а также хранилище мудрости, традиций.

    Образ жилья отождествляется с разными уровнями человеческой души и тела, например, фасад дома обозначает внешний вид человека, его личность, или его суть. Значение этажей определяется вертикальной и пространственной символикой. Крыша и верхние этажи отвечают голове и уму, уровню самоконтролю человека. А весь дом ассоциируется со строением человеческого тела и его естественными (физиологическими и психическими) функциями.

    Испокон веков дом выполняет свое естественное назначение родового огнища, где рождаются, оберегаются лучшие семейные традиции, которые потом переходят в наследство детям: любовь к родителям, природе, песне, к работе. Дом и весь замкнутый цикл хозяйственных зданий— «клуня, сарай, мельница, ветряная мельница, кузница, амбар, колодец» — есть не только местом поселения, а и носителем содержательных символических знаков, которые выполняют как эстетичную, так и символическую функцию. Они являются носителем информации о социальном положении, зажиточности, вкусе хозяина, мировоззренческие позиции, сведения о составе семьи. Число „три” традиционно стало составной частью символического содержания дома: по вертикале жилье делится на три части: завалинка, стены, крыша, в жилой комнате, как правило, было три окна, на фасадной стене — три отверстия (дверь и два окна), жилье чаще всего было трехкамерным (сени, дом, амбар), окно делалось на три оконных стекла, а настенные росписи размещались тремя горизонтальными полосами: средняя определялась высотой окон, а две другие — расстоянием от окон до крыши и завалинки.

    Три яруса жилого пространства отыгрывали важную символическую роль во взаимосвязи обжитого пространства со Вселенной.

    • Нижний ярус — это объединение с матерью-землей, нижним светом создания (Навий мир); верхний ярус жилья — это связь с небом, высокой сферой миросоздания (Мир Прави);
    • средний — человеческая среда, которой испытать изменений, осваивая оба соседние (Явный мир). Нижний ярус — это стены с подпечьям, лавы — граница мира наземного и подземного.
    • Верхний ярус и потолок дома — это якобы небо, а сволок выполняет роль охранника жилья, линии, на которой она держится и которую не смеют переступить злые духи. Элементы среднего яруса — стены, дверь, окна, простенки — это промежуток между идеализированной небесной сферой и подземным миром. Окна и дверь выступала в роли канатов общения человека с окружающим миром, наделялись магическими свойствами оберегов жилья. Хозяйки разрисовывали дома извне масляными красками в виде окаймления вокруг окон и двери из красных цветков роз – цветы Лады, чтобы в доме властвовал порядок, и зеленые ветки, в частности барвинок, любисток, листки дуба, клена, хмеля, винограда, и др.., чтобы счастье, любовь, добро были вечными. Рисовали «цветы» на входной двери — своеобразная информация о составе семьи: ветвь с листвой барвинка символизировала женщин в семье, а ветвь со звездами — мужнин. Рождался ребенок — дорисовывали ветвь, а когда умирал какой-либо член семьи — рисовали крестик.

    Стены в доме почти всегда белились, как и печь, поэтому в доме было много свободных площадей для украшения увешанными образaми или же рисованными разноцветными орнаментами. Хозяйки или другие члены семьи — женщины разрисовывали стены орнаментами разных цветов. Расписывали их растительными и животными орнаментами, реже — геометрическими, в частности, изображение совы—родственной мудрости, петухов — родовое огнище, щеглов, ветвей с цветами, букетов, „дерево жизни” или „рай-дерево” и т.п. В доме, над окнами, были росписи в виде вышивок с изображением лозы, винограда, дубовых листочков с желудями, калины. Расписывают дома перышком, кистями, рогозой, вехтями. Цветы и листки чаще всего рисуют пальцем. Интерьерная роспись дома превалировала в той ее части, где женщина проводила основное свое время — возле печи. Печь в украинском доме была центром и функционального, и оберегового, и эстетичного выражения. Именно ее наиболее тательно разукрашивали – расписывали цветами или птичками, что именно и давало представление о вкусе хозяйки, ее эстетичные вкусы и символические знаки: если, скажем, печь была украшенной – так называемая рисованная печь,— это был знак того, что в доме есть девушка „на выданье”. О наличии в доме парня или девки на выданье проговаривали и другие знаки: красные цветы или птички на калитке, воротах или над окнами.

    Кроме настенной росписи, интерьер дома разукрашивался вышитыми рушниками, дорожками, коврами и коцами. Причем вышивка рушников, которыми украшали образы, картины, окна и дверь, была разной, поскольку имела разную обереговую символику, на них изображали алатыри, берегини, солнечные сварги и др… Наибольшая опасность, как считали, шла от двери, итак, логически, что именно вход к жилью особенно тщательно разукрашивали магическими знаками. Они содержались и в соответствующей вышивке рушников, которыми украшали дверь, и в алатырчиках, наведенных мелом вокруг двери и окон, и в развешенных свыше дверью домашними амулетами (подкова, чеснок, разное зелье). Особой чудодейственной силой, согласно мировоззренческим представлениям славян, наделялся мак, прежде всего видюк — полевой мак — главный оберег от злодейства ведьм, упырей и бесовской погани. Он, как, кстати, и любой элемент обрамления, объединял в себе два качества: как оберег и как украшение. Ведь мак считался символом красоты. В украинских песнях маков цвет приравнивается к быстротечной человеческой жизни и к голове рода — матери. Сравнение мака с матерью есть особенно символическим, так как органически вписывается в прадавний культ женщины-матери — хранительницы домашнего очага.

    Славянский дом — завершенное произведение искусства, построенное по законам красоты и совершенства. Внутренняя площадь дома делилась на рабочую, обрядовую и бытовую. Рабочая площадь — это печь, полка для посуды, ложник; обрядовая — стол на Покутье; бытовая — это пол или кровать, сундук, колыбель, скамейки, лава. Стены, окна, дверь, карниз печи, порог были орнаментированы с использованием красного, синего и желтого цветов, которые содержали в себе магическую и символическую информацию.

    Внутренний угол дома занимала печь, по диагонали от нее — красный угол, или его еще называют Покутьем, в котором размещались кумиры Богов, украшенные рушниками, на которых были изображены алатыри, солнечные кресты, сварги, „рай-дерево” и т.п., цветами и зельем; за боковой стеной печи устраивался деревянный настил («пол»), близ него – сундук, дальше – колыбель; вдоль видной и причелковой стен устанавливали лавы, украшенные веретами, коцами или коврами, возле двери и свыше ними – полки для посуды для посуды, а над окнами видной стены – хлебную полку. Перед столом ставили скамейку, т.е. лаву на деревянных ножках. От печи до причелковой стены на жерди сохраняли бытовые ткани и будничная одежда. Стол всегда стоял в уголке, напротив печи. Святейшее место в доме — Покутье.

    Дом считался жильем лишь из того времени, когда вспыхивал в печи огонь. Печь — это огонь, родовое огнище. Огонь был символом незыблемости семьи, его сборным пунктом и святыней. В печи жил сверчок — дух предков. Во время сватанья печь выполняла роль обрядового символа: Девушка ковыряла печь, умоляя защиты от родственного оберега, после похорон держались за печь, чтобы не бояться покойника. Пращуры верили, что печь любит домовой, имеет в ней свое место. В доме нельзя было сквернословить. Народная пословица убеждает: „Сказал бы, да печь в доме”. Огонь из печи считался священным. Люди поклонялись ему, возвеличивали его. Традиционно славянский дом имел три окна: покутнее, застольное и напротив печи. Во многих было еще маленькое окошко над печью. Окна — „глаза” дома, которые освещают жилье, „соединяя замкнутое внутреннее пространство с беспредельностью внешнего мира”. Коммуникативную функцию связи дома с окружающим миром осуществляли порог и стены. Из сеней должны быть входы к дому, к амбару, на чердак. Здесь сохраняется зерно, вещи, корзины, жорна. В сенях были полки для посуды. Здесь держали муку, картофель, молоко, другие продукты. Амбару люди издавна приписывали чудодейственную силу.

    Наружным оберегом дома была завалинка. Ее обводили рыжей глиной, застилали домотканными дорожками. Завалинка выполняла не только хозяйственные функции (утепляла дом, была местом, где сушили мак, проветривали чеснок, лук), а и имела своеобразную роль объединяющего начала, где собиралась семья вместе. Кроме того, завалинка имела символический круг, который замыкал пространство дома, оберегала ее от посягательства злых сил. Славянский дом, как правило, выходил к улице причелковими стенами, поэтому декоративно разукрашивались и фронтоны, где часто крыша завершалась фигурным оздоблением в форме лошадиной головы, она считалась оберегом от злых сил. В некоторых местностях на гребне с обеих сторон встречалось резное изображение змеи, образ которой символизировал вечность, мудрость и жизни. Иногда фронтону крыши украшались большими розетами — символом солнца, встречались также изображение птиц, цветов.

    бязательным компонентом жилья были не только дом, но и двор. Как правило, двор был огражден. За давними верованиями, изгородь оберегает людей от нечистой силы, этот магический круг, куда не попадаются злые духи. Они выполняли символическую и эмоциональную роль: часто на полотнищах высоких ворот делали декоративные прорезы в виде линий, розет, которые символизировали жизни, расцвет и плодоносную силу земли.

    Возрастами сложилось так, что славянский дом не мыслился отдельно от вишневого сада, пруда, колодца над путем, куста калины возле нее, мальв и петушков на припечку, и бархатцов, и матиол в цветнике. Вместе с вышитыми рушниками, домотканными дорожками и рисованными коминами, которые издавна украшали дом и защищали его от вражеских человеку сил, славянское жилье представляло целостную систему и служило своеобразной визиткой славян как наций в мире. На том месте, где должен стоять дом, хозяева осуществляют ряд ритуальных действий, которые сыграют главную роль в определении места будущей усадьбы. Хозяйка готовит обед, а когда приходит время, расстилает скатерть на месте будущего Покутья и расставляет специальные кушанья (борщ, кашу, обязательно горячими, чтобы предки пришли и освятили место). Угощались по кругу за ходом солнца. Завершить строительство спешили к мероприятию солнца, по окончании ставили на восточной боковой стене ветвь. Свежая зеленая ветвь — символ нового жилья.

    http://mirladi.ucoz.ru/

    Есть 4 комментариев к публикации
    “Славянский дом — символ космической взаимосвязи со Вселенной”
    1. Вот я и моя семья в этом году переедим в тайгу. Этот сайт полезен для строительства нашего дома, спасибо!

    2. Вот я и моя семья в этом году переедим в тайгу. Этот сайт полезен для строительства нашего дома, спасибо!

    3. Я Вятич.Родился и рос до 7 лет в руСком доме. Дом прадеда жив до сих пор.Традиции строительства мною забыты.

    4. Я Вятич.Родился и рос до 7 лет в руСком доме. Дом прадеда жив до сих пор.Традиции строительства мною забыты.

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий к Наде&#