Изучение темы “телесности” и интеграции тех самых “я чувствую”, “я думаю”, “я делаю” в одно “Я ЕСТЬ” предполагает осознанное поведение и максимально возможную включённость всей системы “человек”.
Фонящая где-то поблизости реклама сотовой связи оставила своеобразное послевкусие – “не верю”. Это было не ментальное умозаключение. Отозвалась вся сущность. Но что там было не так?
Всё так – обычная история взаимодействия людей.
Она: Закрой глаза.
Он: Что ты чувствуешь?
Она: Я – тебя.
Он: И я… Как будто ты в соседней комнате.
Она: Как будто ты рядом.
Он: Я рядом.
*Вот и поговорили…
Попробуем взглянуть ближе.
Он: “Что ты чувствуешь?” – конкретный вопрос о её чувствах.
Она: “Я – тебя.” ->
Что это значит? Похоже на “я чувствую, что ты есть.” (?) – Фокус переведён на бытие другого человека. Или быть может, это телесное ощущение, и она отслеживает какие-то импульсы?
Где тут говорится о её чувствах? Может ли она дать название этому чувству и отследить, как оно проявляется в теле? Или это вообще разные истории: “я чувствую”, и “я думаю, что я чувствую это”?
“Я – тебя” – ни слова о своём внутреннем мире и его сигналах. Можно предположить, что она сама не знает ответы на эти вопросы.
Возможные “чувственные” варианты:
“Я чувствую радость и восторг, когда слышу твой голос. Моё сердце учащенно бьётся, по телу разливается тепло – это похоже на влюблённость. Мне грустно. Ты снова уехал. Страшно говорить тебе об этом, потому что я сомневаюсь, что ты чувствуешь тоже самое по отношению ко мне.” (По всей видимости эта девушка уже в контакте со своими чувствами и их телесными подтверждениями).
Он: “И я… Как будто ты в соседней комнате.” ->
И теперь, внимание уже другого участника диалога опять переводится на партнёра… “Как будто ты в соседней комнате” – осталось лишь добавить, что партнёр делает и чувствует, находясь там. Ведь это так “просто” предугадывать и отслеживать (насколько верно?) реакции и действия другого человека, когда на самом деле оба не в контакте с собой.
Что он чувствует? Как из слов про её близкое территориальное присутствие можно понять о происходящем в его внутреннем мире?
Возможные “чувственные” варианты:
“Мне так стало радостно, когда ты взяла трубку. По телу разливался сковывающий холод от протяжного звука гудков. Мне хочется проводить больше времени вместе. Я зол. Но дело вовсе не в тебе. Похоже, работа занимает большую часть моей жизни.” ( Нет, вам не показалось. Именно так – мужчина, отслеживающий свои чувства и выражающий их).
Она: “Как будто ты рядом.” ->
Как в той песне… “Всё о нём и о нём, о нём и о нём”. Как насчёт побыть в связи со своими чувствами? Есть ли контакт? Вероятно, нет. А был ли он вообще? Или это история про “ушла в отношения и потерялась; вернусь, когда найдусь”.
Он: “Я рядом.” ->
Возможные варианты:
“Я благодарен тебе за твоё терпение./ Я раздражён, потому что устал на работе, а тебе именно сейчас хочется подтверждения моих чувств. Я просто хочу отдохнуть в тишине. Но ты помни, что я тебя люблю.”
… И ещё тысяча и один возможный вариант комбинаций чувств и их вербального обозначения. Совершенно другая история, не правда ли? Немного утрировано, но этот сценарий уже про чувства, про внутренние импульсы, про их контакт. Про позволение себе и другим испытывать и проявлять широкий диапазон чувств. Про то, что чувства другого не всегда связаны с нами.
Жизнь стала бы другой, если бы люди были внимательны к своим чувствам и телесным ощущения, не боялись говорить о них. Необязательно легче, но определенно качественнее.
Кто-то уверен, что хорошо разбирается в потребностях окружающих. Другие думают, что их желания вполне себе очевидны, даже если о них открыто не заявлялось. А если их неказистый намёк был всё таки не замечен, то скорее всего к ним не внимательны, потому что не достаточно любят. В обоих случаях контакта с реальным человеком так и не происходит. Взаимодействие с внешним миром не выходит за границы своей личности. И люди всю жизнь играют в фильме под названием “О себе, да про себя”, где Голова и Тело – это два разных персонажа .
“Не чувствующим человеком легко манипулировать, навязывать ему кому-то нужные значения, вовлекать его в “чужие игры”. Отношение к телу как к объекту есть способ не чувствовать себя, не осознавать свои истинные потребности и стремления, а значит жить чужим умом, быть в большей степени управляемым извне, легко поддаваться внешним влияниям.” Такое отношение “тормозит развитие самоидентичности” и “создаёт многочисленные проблемы, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Обращение к живому телу (телесности) продиктовано необходимостью возвращения к человеку чувствующему, целостному, являющемуся создателем и носителем неповторимых личностных смыслов, делающему самостоятельные выборы. Живой целостный человек нуждается в отношении к себе как к живому.”