• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Випарита Карани Мудра

    Aleks Sandra 1 287 Просмотров

    Випарита Карани Мудра – относится к перевернутым антигравитационным позам йоги, которая обладает очень мощным омолаживающим воздействием и выраженным терапевтическим эффектом.

    Слово «Випарита» на санскрите означает «перевернутый»; «Карани» означает «сделать»; а слово «Мудра» – означает не жест (как его часто трактуют),  а «психическая позиция». Следовательно, ее название можно перевести как «перевернутая психическая позиция».

    По сути, все перевернутые позы йоги влияют на вестибулярный аппарат, усиливают мозговое кровообращение и выработку гормонов гипоталамо-гипофизарной системы, которые в свою очередь запускают сложную нейрогуморальную регуляцию всего тела. Но перевернутое положение тела в Випарита Карани Мудре снимает часть нагрузки с кровеносной системы, из-за отсутствия необходимости преодолевать силу гравитации.

    Свободный отток крови от ног обеспечивает активный приток к органам брюшной полости и верхней части тела, в особенности, к шее и голове. Разгружаются кровеносные сосуды ног, органы брюшной и грудной полости, а также головной мозг и щитовидная железа, которые получают дополнительное кровоснабжение. Этим обусловлено мощное терапевтическое воздействие асаны.

    Асана относится к позам йоги начального уровня, поэтому может выполняться практически без ограничений, но её следует с осторожностью выполнять при функциональных нарушениях в работе щитовидной и паращитовидной желез, а также людям с нарушениями мозгового кровообращения и повышенным черепным давлением. Випарита Карани Мудра является промежуточным положением между Халасаной(позой плуга) и Сарвангасаной (стойкой на плечах) и может использоваться в качестве подготовительной техники для их освоения.

    При выполнении Випарита Карани Мудры, огромное значение имеет положение ладоней и таза. Тазовая кость должна находиться параллельно силовым линиям гравитационного поля земли, мы в буквальном смысле этих слов, укладываем таз в ладони. Но стоит учитывать тот факт, что при этом вес тела практически полностью сбрасывается в руки, и возникает огромная нагрузка на лучезапястные суставы.

    Поэтому, я рекомендую размещать ладони в области поясницы таким образом, чтобы основания ладоней были направлены вовнутрь, а пальцы наружу. Тогда уменьшается нагрузка на запястья и не происходит избыточного давления в области надпочечников, так вес тела распределяется более равномерно. Если размещать ладони пальцами вперед, кроме напряжения в запястьях, основания ладоней будут очень сильно давить на почки, что может привести к выработке адреналина, а это негативно скажется на общем состоянии.

    Также, следует обратить внимание на положение шеи и правильное распределение нагрузки в верхней части туловища. Основное давление должно оставаться на плечевом поясе и не переходить на затылочную часть головы, задняя поверхность шеи при этом должна хорошо вытягиваться.

    Начинать освоение Випарита Карани Мудры можно с подготовительных положений тела, таких как Сетубандхасана и Эка Пада Сетубандхасана. Они подготавливают поясничный отдел позвоночника, помогают раскрыть плечевые суставы и грудную клетку. 

    Сетубандхасана.

    1) Руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз, стопы на ширине таза параллельно друг другу;

    2) Прежде чем поднять тазовую кость, нужно сначала вытолкнуть вверх грудную клетку, раскрывая плечевые суставы;

    3) Слегка подвернуть копчик, включить мышцы брюшного пресса, чтобы уменьшить нагрузку на поясницу и крестец;

    4) Поднять и перевести таз на линию туловища, равномерно распределяя нагрузку между опорными точками стоп, ладоней, плечевых суставов, затылочной части головы и шеи.

    Эка Пада Сетубандхасана.

    1) Из положения Сетубандхасаны подтяните стопы ближе к ягодицам, до образования прямого угла между голенью и бедром;

    2) Поднимите правую ногу в вертикальное положение, стараясь сохранять нагрузку на плечевом поясе. Следите за тем, чтобы задняя поверхность шеи оставалась вытянутой;

    3) Поднимите правую ногу вертикально, контролируйте положение подвздошной кости, таз не должен разворачиваться в сторону, удержание происходит за счёт напряжения мышц ягодиц и бёдер.

    4) Выполните аналогично на левую ногу;

    После освоения подготовительных асан можно переходить непосредственно к выполнению

    Випарита Карани Мудры:

    1) Лёжа на спине, поднимите ноги вверх, так чтобы копчик, крестец и поясница оторвались от пола и соедините стопы вместе;

    2) Стяните локти к центру и постарайтесь плотно свести лопатки, упираясь локтями в пол положите ладони на поясницу, пальцы должны быть направлены в стороны, основания ладоней вовнутрь;

    3) Уложите таз в ладони и постарайтесь вытянуть ноги в вертикальное положение, в идеале угол между ногами и туловищем должен быть 90 градусов;

    4) Если руки слабые, и вы чувствуете болезненные ощущения в запястьях, угол ног можно изменить, немного отклонив их от центра ближе к туловищу;

    Воздействие на сознание.

    Кроме терапевтического воздействия, Випарита Карани Мудра обладает очень сильным воздействием на сознание. Во время её выполнения, тонкая праническая энергия стекает сверху вниз, скапливается внутри черепа и может активировать точку Бинду. Это особая точка, на затылке, она играет очень важную роль в развитии Сиддх – сверхъестественных психических способностей.

    Слово «Бинду» переводится с санскрита как «расщеплять, делить», это точка, где единство делится, порождая двойственность восприятия, такое деление подразумевает ограничение целостного, интегрального восприятия реальности. С появлением двойственности начинается противопоставление, связанные с ним оценочные суждения, что укореняет ум в Майе – иллюзорном восприятии мира. Активация Бинду выводит из двойственного восприятия реальности, в санскритских текстах ее называют «Чидгхана» переводится как «то, что укоренено в беспредельном сознании».

    Бинду – это путь к Шунье – пустоте, но пустота означает не абсолютное ничто, это пустота, которая содержит в себе весь безграничный потенциал пространства, фактически, слово «шунья» означает «невещественность», а состояние невещественности представляет собой чистое сознание. Через активацию точки Бинду может быть реализована природа сознания, на уровне прямого, непосредственного переживания, а не на уровне интеллектуального познания, который всегда ограничен точкой зрения и позицией рассмотрения.

    Бинду метафорически называют «падающей каплей нектара», который просачивается из Сахасрары, если переводить это на язык рациональной науки, имеется в виду гормон мелатонин, являющийся важным нейрогормоном шишковидной железы – эпифиза.

    Эпифиз долгое время считали рудиментарным органом, так как максимальная активность железы наблюдается в 5-7 летнем возрасте, после чего начинается его инволюция и железистые клетки замещаются соединительной тканью. На самом деле, железа может функционировать в любом возрасте, если обеспечить ей достаточное кровоснабжение, по интенсивности необходимого кровоснабжения эпифиз занимает в организме второе место после почек.

    Усилить мозговое кровообращение можно любой перевернутой асаной, но не любую перевернутую асану можно фиксировать длительное время, получая необходимый результат, без побочных эффектов. Випарита-Карани Мудра дает оптимальное соотношение, в ней шея относительно разгружена, прана стекает сверху вниз и скапливается внутри черепа, у его основания, где собственно и находится гипоталамус, что запускает выработку необходимых нейрогормонов.

    Таким образом, эта простая практика позволяет не только омолодить организм и стабилизировать работу внутренних органов. Випарита Карани Мудра может стать инструментом, с помощью которого достигается высшая духовная цель практики йоги, выход за пределы эгоистичного оценочного восприятия мира и объединение Атмана – индивидуального сознания с Абсолютом или Брахманом.

    Александра Мигова,

    Преподаватель Хатха-Йоги

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий