• Пути к себе
    показать все рубрики (161)
  • Авторам и Реклама
  • Янтры: разновидности и типы

    lesya 1 847 Просмотров

    Янтры обычно рисуют на бумаге, гравируют на метал ле или каменных пластинках, хотя, в принципе, может быть использована любая плоская поверхность, особенно если янтры изображаются для временного использования. Применяются и трехмерные янтры – как небольших размеров, так и размеров архитектурных ансамблей.

    Огромное число новых янтр можно построить, комбинируя базовые формы или переставляя звуки (мантры). С каждой новой комбинацией мантр возникает и новая янтра. В то же время, определенная религиозная идея может быть выражена с помощью бесчисленного количества вариантов. Так, например, один тантрический текст описывает, как 16 янтр лунных богинь (Нитья-Шакти) позволяет образовать 9216 вариантов простой перестановкой мантр.

    Янтры одной традиции могут заимствовать элементы другой традиции. Их огромное количество предполагает множество уровней классификации. Янтры существуют в ведийской, тантрической и буддийской традициях, каждая из которых приспосабливает использование янтр к собственным философским идеям. Ведийские янтры – самые старые. Тантрические – самые многочисленные и разнообразные. Буддийские мандалы («мандала» – букв., «круг») отличаются от янтр, будучи более сложными комбинациями образов. Однако они, как правило, содержат те же религиозные идеи. Многие янтры исходят из джайнистских источников и воплощают идеи джайнизма.

    Янтры можно различать по их использованию. Некоторые «архитектурные янтры» используются как образы для проектирования храмов, другие применяются в астрологии. В первую очередь, однако, янтры используются в ритуалах. Существуют янтры, посвященные мужским божествам, женским божествам, соединению мужских и женских божеств или различным аспектам женского божества. Наконец, некоторые янтры применяются для магических целей, многие из них используются как талисманы. Вдобавок, некоторые виды абстрактных символичес ких рисунков, похожих на янтры и мандалы, выполняются женщинами на полах и стенах домов рисовой пастой или толченой краской во время праздников и других религиозных церемоний. Эти знаки, которые известны как Алипаны и Ранголи, можно найти повсюду в Индии.

    В индийской традиции глиняный горшок или медный кувшин также могут служить янтрами. Называемый Мангала Гата, покрываемый благоприятными знаками и наполняемый ритуальным содержимым, горшок символизирует сосуд, в котором находится нектар бессмертия. Сферическая форма соответствует вселенной, а вода, находящаяся в горшке, символизирует космические силы. Использование горшка как совершенной янтры особенно распространено в Бенгале. Если горшок не используется в виде заменителя геометрической янтры, он обычно помещается перед изображениями божеств или в центре мандал, нарисованных на полу, как символ благоприятствования. В тибетской тради ции кувшин (Кумбха) используется для помощи в медитации, во время которой ученик визуализирует весь пантеон, появляющийся из космических вод, символизируемых водой в кувшине. Такой образ почитается также в тантрической и джайнистской традициях.

    Не существует внешних символов, даже самых изощренных, которые могли бы заменить янтру тела. На физическом и психологическом планах человеческое тело рассматривается в тантризме как один из самых мощных инструментов духовной трансформации: оно представляет физический субстрат божественного, в котором начинается раскрытие бытия, хранилище неисчерпаемой силы. Только мобилизуя силу и пробуждая ее от сна, можно впол не ощутить ее как божественную милость. «Вечная сущность внутри, какая нужда в поиске внешних средств для освобождения?». Тело – священный центр всех ритуалов, формула, призыв, медитация, богослужение: «Здесь (в теле) есть Ганг и Джамуна, Праяга и Бенарес, солнце и луна. Здесь есть священные места, здесь есть питхи (центры паломни чества) и упапитхи. Я не видел более священного места, чем мое тело». В самом деле, «янтра, которой является тело – лучшая из янтр».

    Источник: www.atmaville.org

    нам важно ваше мнение: оставьте комментарий