Сватмарама описывает Ха-тха йогу как предварительную практику для Раджа-йоги (царской йоги) направленной на работу с сознанием.
На западе Ха-тха йога стала известной благодаря исцеляющему эффекту, оказываемому этой практикой на физическое тело.
Как написано в “Хатха-йога прадипике” : “В Хатха-йоге на первом месте-Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья [осознания солнечного и лунного потоков]. Нужно практиковать Асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут легкость телу”. Асаны – это положения физического тела, которые на физическом уровне укрепляют мышцы и увеличивают именитет организма, а на энергетическом – возеюствуют на мармы – энергетические “пятна” на теле человека.
Пранаямы – дыхательные техники, которые на фическом уровне избавляют организм от множества болезней и улучшают газообмен, а на энергетическом уровненакапливают и помогают осознанно перераспределить энергию в энергетическом теле человека.
Также на занятиях используются мудры и бандхи. Кроме того на каждом занятии Ха-тха йогой используются визуализации и концентрации, призваные привести сознание практикующего к состоянию читта-вритти-ниродха (избавления от волнений ума, внутренняя тишина).
дорогие, пранаяма не относится к ха-тха йоге. а мудры и бандха – отдельная часть работы в целом. визуализации и концентрации тоже не обязательно в хатха йоге используются… лучше описывать школы, которые практикуют хатха йогу особым образом – это куда интереснее, чем обобщать всё 🙂